БЕЗОПАСНЫЕ ИГРЫ С КРУПАМИ и ПУГОВИЦАМИ
1. На яркий поднос тонким, равномерным слоем высыпать мелкую крупу проведите пальчиком ребёнка по крупе - получится яркая контрастная линия. Позвольте ребёнку самому нарисовать несколько хаотичных линий. Затем попробуйте вместе с малышом нарисовать какие-нибудь предметы (забор, волны, геометрические фигуры), буквы, цифры, и т.д.
2. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того как ребёнок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячик, бусы и т.д.
3. Насыпать в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Будет в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
4. Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом ещё и ещё - так набирает целую горсть. Можно делать это одной, а затем двумя руками одновременно.
5. Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
6. Ребёнок собирает спички (или счётные палочки) одними и теми же пальцами обеих рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
Строим "сруб" из спичек или счётных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
7. Берём верёвку (толщиной с мизинец ребёнка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребёнок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называем месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
8. Ребёнок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
9. Перебираем крупу (можно устроить соревнования)
10. Рисуем фасолью на мелкой крупе (манка, рис)
11. Сухой бассейн из круп
12. Рисуем из круп различные дорожки;
13. Бусинки-горошки: Катание гороха между большим и другими пальцами приговаривая: «Покатаю я в руках бусинки-горошки, станьте ловкими скорей
пальчики, ладошки»;
14. Насыпаем.
Возьмите несколько тарелочек или других емкостей. Пусть ребенок насыпает крупу в тарелки. Он может делать это как пальчиками, так и с помощью ложки. Обратите внимание малыша на то, что в одной тарелке много крупы, в другой – мало, в третьей – ничего нет. Сравнивайте количество: больше, меньше, одинаково.
15. Игры с пинцетом.
Дайте малышу пинцет и предложите ему захватывать им фасолины. Эта игра развивает усидчивость, и, естественно, моторику;
16. Колодец.
Возьмите любую пластиковую бутылку. Скажите ребенку, что это колодец, который совсем опустел, в нем уже нет воды. А наш мишка очень хочет пить. Помогите мишке наполнить колодец. Берите крупу и ручками насыпайте в узкое горлышко бутылки;
17. Копилка.
Возьмите бутылку, лучше из под минералки например, и пусть малыш берет макароны по одной и просовывает в горлышко, так он развивает и руки и мышление;
18. Развитие тактильных ощущений
Запаситесь несколькими непрозрачными маленькими мешочками. Насыпьте в них разную крупу. Затем насыпьте те же виды круп в открытую посуду. Предложите малышу потрогать крупу в открытой емкости, а затем найти такую же в закрытом мешочке.
19. Развитие звукового восприятия
Насыпьте в яички из под киндер-сюрпризов (или любые непрозрачные баночки) по одному виду крупы. Потрясите с ребенком баночки и отметьте, что каждая из них различна по звучанию. Попросите его прислушаться и найти емкости с одинаковыми зернами;
20. Лабиринты
Немножко усложним рисование: на листе А4 распечатайте или нарисуйте лабиринты. Дорожки должны быть широкими. Просим ребенка «идти, насыпая крупу на дорожку, которая ему кажется верной на пути к цели.