Мошенники в киберпространстве и как им противостоять!
Все чаще мошенники для получения доступа к персональным данным, реквизитам банковских платежных карточек, паролям и другой конфиденциальной информации используют методы «социальной инженерии»: не взламывают устройства, а выманивают нужную информацию, используя Ваши эмоции.
Например, злоумышленник связывается с держателем карточки посредством телефонного звонка или со взломанного аккаунта друга, родственника или знакомого в социальных сетях. В ходе звонка или переписки мошенник:
- Описывает свою сложную жизненную ситуацию и просит помочь ему материально;
- Представляется работником банка, «запугивает» ложной информацией о сомнительных операциях с банковской платежной карточкой (наличии заявки на кредит, блокировке счета или мошеннических атаках), и предлагает для сохранения оставшихся денежных средств перевести их на новый счет;
- Представляется потенциальным покупателем товара, объявление о продаже которого было размещено держателем карточки в сети интернет (наиболее популярны платформы по продаже б/у вещей).
Сценарии могут быть разными, а итог один: держатель карточки самостоятельно предоставляет все секретные данные, коды из смс-сообщений банка, логин и пароли.
Помните! Такие случаи не относятся к принципу «нулевой ответственности» держателя карточки, так как конфиденциальные данные злоумышленнику сообщил он сам.
Обращаем Ваше внимание, что телефонный номер мошенника может быть похож на телефонный номер Банка и отличаться одной или несколькими цифрами.
Иногда, действительно, требуется получение комментариев от держателя карточки по факту совершения операции, которая является сомнительной для Банка. В таком случае Банк направляет на телефонный номер клиента SMS-сообщение с просьбой перезвонить в Центр клиентской поддержки Банка.
Обезопасить себя от данного типа мошенничества можно, соблюдая простые меры безопасности и проявляя разумную бдительность. Если ваш собеседник представился сотрудником банка и пытается получить персональные данные, рекомендуем незамедлительно завершить диалог и самостоятельно обратиться в Банк по номеру, указанному на Вашей банковской карте.
Не будьте излишне доверчивыми, не совершайте действий, которые способствуют передаче конфиденциальных данных третьим лицам!
Вот несколько простых советов, соблюдение которых, позволит не стать жертвой злоумышленников:
- Перед тем, как откликнуться на просьбу друга в социальной сети, созвонитесь с ним или найдите способ убедиться в том, что его аккаунт не взломан (задайте другу вопрос, ответ на который знаете только вы оба);
- У банков нет совместных контактных центров и служб безопасности, следовательно, переключение между ними невозможно. Если звонящий говорит о таком «переключении», прервите разговор и перезвоните в Банк по указанному на банковской карте или официальном сайте номерам;
- Если смс-сообщение о подозрительной операции по карточке приходит в новую ветку переписки, в которой ранее не было сообщений от Банка — это повод уточнить ее достоверность и перезвонить в Банк;
- Работники Банка никогда не просят озвучить смс-код, который необходим для подтверждения совершения банковской операции, а также никогда не спрашивают логин или пароль для входа в систему дистанционного банковского обслуживания (Интернет-банкинг, М-банкинг и другие). В такой ситуации немедленно прервите разговор и свяжитесь с Банком;
- Никому и никогда не сообщайте данные своей карточки и всегда держите ее в поле зрения при совершении платежей;
- Обязательно подключите 3D-secure и смс-оповещение;
- Используйте только официальный сайт Банка для входа в систему Интернет-банкинга или официальное мобильное приложение;
- Регулярно обновляйте пароли, используемые для входа в систему дистанционного банковского обслуживания, а также для подтверждения платежей;
- В случае выявления действий по карточке, которые вами не совершались, необходимо оперативно обратится в Банк или самостоятельно заблокировать карточку в системе дистанционного банковского обслуживания.
Рассмотрим самые распространенные схемы мошенничества сейчас:
- «Звонок из Банка»
Вам звонит незнакомец. Номер входящего звонка очень похож на номер банка, а звонящий представляется работником контакт-центра или службы безопасности банка.
Для реализации мошеннической схемы также используются мессенджеры, прежде всего Viber. Входящий звонок максимально закамуфлирован под звонок сотрудника банка: на аватарке может использоваться логотип банка (полностью или частично), а отображаемый телефонный номер звонящего может быть очень похож на телефон службы поддержки банка.
У мошенников есть возможность звонить с номеров, похожих на официальные номера банка. Злоумышленники меняют цифры в номере, которые вы можете не заметить.
У вас просят конфиденциальные данные
Мошенник сообщает, что «банк выявил подозрительную операцию по Вашей карте» или «поступил запрос на онлайн-оформление кредита на Ваше имя».
Он просит у вас логин и пароль от Интернет-банкинга, код из SMS от Банка (в большинстве случаев сопровождаемый фразой «Никому не сообщайте!»), реквизиты карты (полный номер карты и срок ее действия, CVV- или CVС-код). Это нужно якобы «для сохранности ваших денег».
Как мошенник пытается вас убедить
- «Мы звоним с официального номера, проверьте на сайте».
- «В целях конфиденциальности я включаю робота, который защитит ваши данные» (вы слышите в трубке лёгкий шелест).
- Для убедительности он называет ваши персональные данные (имя, отчество, последние 4 цифры карты и др.) и просит перевести деньги «на защищённый счет, который закреплён за персональным менеджером: это нужно для безопасности, а потом вы сможете вернуть деньги».
- Или просит назвать ваши персональные данные или секретные коды из SMS роботу, при этом в трубке вы слышите музыку.
- Вам предлагают услуги страховки от мошеннических действий. Для ее оформления необходимо предоставить данные о карте, на которой находятся значительные денежные средства и SMS-код для подтверждения операции.
Важно! Никому не сообщайте свои личные данные, данные карт, защитные коды, коды из SMS! Если с картой, действительно, происходят мошеннические операции, Банк сам может ее заблокировать!
- «Потенциальный покупатель»
Мошенник представляется потенциальным покупателем товара, объявление о продаже которого было размещено вами в сети интернет. По каким-то причинам «покупатель» не может сегодня привезти деньги, но хочет прислать вам залог из другого города по системе дистанционного банковского обслуживания.
Ссылка
Для проверки поступления перевода мошенник направляет вам ссылку на фишинговый сайт, который очень близок по дизайну на используемый вами интернет-банк или страницу для ввода реквизитов карточки для получения уже отправленного перевода денежных средств. После введения вами в поля фишингового сайта пароля и логина или реквизитов вашей карточки, данные становятся доступны мошеннику.
QR-код
Вместо ссылки мошенник может направить вам QR-код, который также хранит в себе ссылку на фишинговый сайт. После введения вами в поля фишингового сайта пароля и логина или реквизитов вашей карточки, данные становятся доступны мошеннику.
Важно! Не переходите по подозрительным ссылкам. Для веб-версии Интернет-банкинга используйте только официальный сайт Банка, а для мобильной версии – только мобильное приложение, загруженное из официальных магазинов. Внимательно изучите сайт, на котором вводите личные данные. Обязательно проверьте наличие такого сайта в интернете.
Запомните! Для получения перевода денежных средств нет необходимости вводить срок действия карты и CVV-код.
- «Сообщения в социальных сетях»
Мошенник незаконным путем получает доступ к страничке в социальной сети и отправляет сообщения с просьбой финансовой помощи от имени ее владельца друзьям.
Просьба может быть самая разная: от «Скинь мне денег на карту, по дружбе» до нехватки денег на большую покупку. В редких случаях мошенник даже просит произвести оплату самостоятельно, обещая возместить затраты при личной встрече.
Важно! При получении сомнительного сообщения или малейшей неуверенности в том, что вы действительно общаетесь с владельцем странички, позвоните ему.
- «Розыгрыши/раздачи/опросы от Банка или иных организаций»
Мошенники оставляют выдуманную рекламу в популярных социальных сетях об опросе от имени Банка и «Раздаче призов первой 1000 прошедших опрос!» или о том, что в связи я годовщиной Банка либо иным значимым мероприятием, последний раздает своим клиентам денежные призы. Цель опроса — якобы изучить мнение клиентов. После прохождения опроса организатор обещает денежное вознаграждение.
Однако, после прохождения опроса необходимо заплатить небольшую комиссию, связанную с перечислением вознаграждения либо с целью получения последнего – ввести данные Вашей банковской карты.
Данный кейс очень разнообразен и ограничивается только воображением мошенников. Вместо опроса может предлагаться возмещение налоговых выплат, компенсация за наличие ваших данных в базе «утечки» и иные махинации.
Важно! Посетите официальную страницу организации или позвоните в контакт-центр для проверки наличия акции, розыгрыша или опроса.
Безопасное использование электронной почты
Сегодня доступ в интернет имеет практически каждый. Кому-то он необходим для выполнения служебных обязанностей, кто-то использует его для учебы, для игр и просмотра фильмов, но практически всех активных пользователей глобальной сети объединяет одно — использование электронной почты.
При быстром ритме современной жизни электронная почта стала важным средством коммуникации. Используя электронную почту, мы можем моментально отправлять и получать письма, документы, программы, фотографии, любые файлы. Кроме того, для регистрации на большинстве ресурсов требуется привязка Вашей электронной почты.
Однако не стоит забывать, что по электронной почте могут приходить не только «полезные» письма. Они могут содержать ссылки на сайты злоумышленников, целью которых является выведать у пользователя важную информацию, или вредоносные файлы, которые, попав на компьютер, могут доставить много неприятностей.
Основной мотив злоумышленника — получение денег. Используя электронную почту в качестве инструмента для совершения злонамеренных действий, он может:
- продавать взломанные аккаунты для рассылки спам-сообщений;
- использовать взломанный аккаунт электронной почты для восстановления паролей других учетных записей, при регистрации которых использовался взломанный адрес (банкинг, соцсети, игровые аккаунты и т.п.)
- использовать информацию из личной или деловой переписки в различных схемах мошенничества;
- вымогать деньги, шантажируя владельца аккаунта;
- рассылать спам-сообщения с адреса взломанной электронной почты.Ѕp>
Использование электронной почты без соблюдения определенных мер безопасности может угрожать безопасности вашего компьютера и тем самым нанести вред вам.
Письма, приходящие по электронной почте, могут содержать вредоносные файлы или ссылки, ведущие на зараженные сайты. При открытии такого файла или переходе по ссылке вирус попадает на компьютер пользователя.
Для защиты компьютера от заражения вирусом необходимо:
- установить на компьютер средство антивирусной защиты и регулярно обновлять антивирусные базы;
- регулярно обновлять операционную систему и программное обеспечение, установленные на компьютере;
- не переходить по ссылкам из подозрительных писем;
- не открывать письма с вложениями, полученные от неизвестных отправителей.
Злоумышленник может попытаться угадать пароль от электронной почты путем перебора наиболее часто встречающихся комбинаций, например 12345, qwerty, p@ssw0rd и т.п., сейчас в открытом доступе можно найти огромное количество собранных баз данных с десятками и сотнями тысяч наиболее часто используемых паролей. Пароли, состоящие из фамилии, даты рождения, номера телефона также могут быть легко угаданы. Подобрав пароль, злоумышленник получает полный доступ к почте жертвы.
Чтобы оградить свою электронную почту от рук злоумышленника, рекомендуется:
- создать сложный пароль;
- менять пароли;
- не хранить пароль на компьютере;
- не использовать основной адрес электронной почты для регистрации на каких-либо ресурсах;
- придумать разные пароли для разных сайтов;
- указать контрольный вопрос и номер телефона для восстановления пароля электронной почты.
Для восстановления пароля электронной почты рекомендуется выбрать контрольный вопрос и задать для него ответ. Однако стоит помнить, что если ответ на контрольный вопрос будет очевидным, то злоумышленник сможет легко его угадать.
Рекомендуется использовать уникальный вопрос и легко запоминающийся ответ, который будете знать только вы и который трудно угадать.
По электронной почте могут приходить письма, якобы от лица администратора соцсети или от сотрудников банка — с просьбой прислать свои логин и пароль, например якобы для восстановления после сбоя базы данных, или с просьбой перейти по ссылке для подтверждения адреса электронной почты. Зачастую, перейдя по ссылке, можно обнаружить запрос на ввод данных (пароля, логина, номера банковской карты и т. п.). При этом страница сайта внешне может быть похожа на ресурс, которым вы привыкли пользоваться (соцсеть, интернет-банкинг). Однако если обратить внимание на адрес такой страницы, то можно заметить, что он незначительно отличается от оригинального, например вместо «о» может стоять «0» или вместо «l» — «I».
Как только запрашиваемые данные будут введены на такой лжестранице, они сразу же попадут в руки злоумышленника, который сможет воспользоваться ими в своих корыстных целях.
Для того чтобы этого избежать, необходимо руководствоваться несколькими простыми правилами:
- не отвечайте на письма от неизвестных отправителей;
- не переходите по ссылкам, содержащимся в письмах;
- не сообщайте приватную информацию, запрашиваемую в письмах, приходящих по электронной почте.
Не рекомендуется сообщать пароль от почты кому бы то ни было. Если в какой-то момент вам пришлось предоставить друзьям или коллегам доступ к своему электронному ящику или если у вас возникло подозрение, что кто-то посторонний узнал ваш пароль, — необходимо как можно скорее его сменить.
При подключении к незащищенным точкам доступа передаваемые данные не шифруются, поэтому злоумышленник может перехватить их при помощи ноутбука с Wi-Fi-адаптером. Используя специальную программу для «перехвата трафика», злоумышленник сможет увидеть все данные, передаваемые по такой сети, в частности пароль от электронной почты.
Для того чтобы обезопасить себя от перехвата паролей рекомендуется:
- не пользоваться открытыми Wi-Fi-сетями для доступа к электронной почте, соцсетям и прочим ресурсам, требующим ввода пароля;
- использовать VPN при подключении к открытым точкам доступа Wi-Fi;
- отключить общий доступ к файлам на устройстве.
Если не соблюдать указанные выше рекомендации, взлом почтового ящика может стать для Вас неприятным сюрпризом.
Скорее всего, ваш почтовый ящик взломали, если:
- не удается войти в электронную почту (пароль не подходит);
- вам сообщили, что с вашего адреса приходят письма, которых вы не отправляли (или в папке «Отправленные» появились такие подозрительные письма);
- исчезли письма, которых вы не удаляли;
- письма, которых вы не читали, помечены как прочитанные;
- установлен пароль на папку «Входящие».
В этом случае необходимо:
- проверить компьютер на вирусы;
- попробовать восстановить пароль по секретному вопросу, с помощью дополнительного адреса или номера мобильного телефона (если это удастся, нужно немедленно сменить пароль и секретный вопрос);
- обратиться в службу поддержки и сообщить о проблеме.
Безопасные пароли
Многие ошибочно считают, что никому не понадобится взламывать их учётную запись, поскольку киберпреступника якобы интересуют лишь крупные банковские сервисы или хранилища секретной информации. По этой причине ряд пользователей не утруждает себя придумыванием сложных паролей, используя простые для запоминания аббревиатуры или словосочетания. Но задумывались ли вы, что пароль – это единственное, что защищает вашу учётную запись от доступа к ней злоумышленника, а ваши почта и аккаунты в социальных сетях принадлежат только вам исключительно потому, что защищены паролем? Подобрав пароль, злоумышленник может попросить от вашего имени реквизиты банковской платёжной карты у ваших знакомых, чтобы совершить хищение средств или разослать вредоносное программное обеспечение, прикрываясь вашим именем.
Преступники прежде всего стремятся получить доступ к аккаунтам, защищённым простыми паролями. Для этого они запускают программы, подбирающие пароли, и используют готовые словари и простые сочетания букв с цифрами. «Такие программы без труда определяют инвертированную раскладку и легко взломают, к примеру, пароль «vjqgfhjkm» (набранное в английской раскладке клавиатуры словосочетание «мойпароль»).
Составляя пароль, используйте комбинации букв, цифр, специальных символов, неочевидные ассоциации и сочетания различных элементов. Имя или номер телефона – не лучший выбор. Правильно оценивайте сложность пароля перед началом использования.
Для создания достаточно сложного пароля всегда можно использовать онлайн-генератор паролей, которые зачастую предлагают пользователю несколько вариантов. Выбрав наиболее привлекательный, замените несколько символов на случайные, после чего используйте. Конечно, запомнить такие пароли порой затруднительно, по этой причине их приходится записывать, однако делать это нужно, соблюдая следующие рекомендации:
- записывайте пароль отдельно от логина или имени пользователя;
- записывайте его не полностью, а лишь частично или разделите пароль на части и поменяйте их местами;
- записывая пароль, зашифруйте его часть или добавьте заведомо для вас лишние символы.
Стоит также помнить, что использовать один пароль для доступа к разным аккаунтам не рекомендуется, поскольку каждый интернет-ресурс использует свои системы защиты и хранения паролей, которые не всегда могут быть реализованы на высоком уровне.
Вишинг. Как не попасть на уловки кибермошенников
В этой статье мы расскажем более подробно о способе применения наших украденных или случайно утекших данных, который, несмотря на множество предупреждений в СМИ и от банков, по-прежнему приносит легкие деньги мошенникам.
Речь пойдет о вишинге (англ. vishing, от Voice phishing) — методе мошенничества с применением социальной инженерии, суть которого заключается в телефонной коммуникации, введении в заблуждение, претворяясь сотрудником банка, покупателем и так далее, и выманивании под разными предлогами у держателя платежной карты конфиденциальной информации или стимулировании к совершению определенных действий со своим банковским счетом и/или платежной картой.
Данный тип мошенничества стал очень активно применяться в отношении граждан Республики Беларусь с 2019 года. Звонят чаще всего со скрытого, похожего на настоящий номер банка либо подмененного с помощью специального программного обеспечения (то есть отображается при звонке настоящий номер банковской службы). Причем стоит отметить очень важный момент, который значительно повышает доверие к мошеннику. Звоня, он уже знает часть или весь номер карточки, услугами какого банка пользуется человек, а также может обратиться по имени и отчеству.
Сразу возникает логичный и резонный вопрос: откуда у мошенника может быть столько информации о человеке? Ответ на него прост, вишинг всегда начинается с получения сведений о будущей жертве. Источники могут быть самые разнообразные:
- Утечки клиентских и/или пользовательских баз сайтов, форумов, чатов, сообществ в соцсетях, торговых площадок, онлайн игр, интернет-магазинов, банков и многих других, не обеспечивающих должный уровень защиты для предоставленной информации или торгующие/обменивающиеся ею. Халатное отношение владельцев указанных баз к доверенным данным позволяет злоумышленникам постоянно обновлять и пополнять свои списки жертв, так как сейчас во всем мире, начиная от индивидуального предпринимателя и заканчивая крупными организациями частного и государственного секторов, все собирают и хранят наши персональные данные, в том числе паспортные и банковские, но не все используют их в заявленных целях или защищают как следует.
- Получение сведений из открытых источников, например, открытых страниц соцсетей или объявлений торговых площадок. Распространены случаи вишинговых звонков после публикации объявлений якобы по поводу покупки товара.
- Фишинг.
- Облачные хранилища. Из-за ненастроенных функций приватности, где могут храниться фотографии документов и иные персональные данные.
- Социальные сети. На страницах пользователей социальных сетей в открытом доступе находится огромное количество личной информации, данную информацию, пользователи, не задумываясь о последствиях, предоставляют в открытом виде злоумышленникам.
- Различные сомнительные и непроверенные форумы, площадки, сайты, интернет-магазины, онлайн игры собирают ваши регистрационные данные о банковских картах и другие, не обеспечивая должный уровень защиты для предоставленной информации либо банально торгуя ею.
- Кража данных с пользовательских устройств (телефон, планшет, ПК и т.д.) после заражения вредоносными приложениями, распространяемыми киберпреступниками.
В качестве примера вишинга можно привести случай, когда клиенту одного из банков позвонил неизвестный мужчина и представился сотрудником службы безопасности. Он сообщил о том, что аккаунт интернет-банкинга взломан и сейчас происходит кража денег со счета. Для того, чтобы заблокировать банкинг, необходимо сообщить логин и пароль, а потом для подтверждения того, что именно клиент является владельцем аккаунта, назвать «секретный код», который придет ему на телефон. Испугавшись, клиент сделал все, как просил «сотрудник банка», и после этого ему пришло оповещение о списании со счета крупной суммы денег.
Таким образом, всегда нужно быть начеку и помнить, банкам нет необходимости так поступать, потому что, во-первых, абсолютно вся информация о своих клиентах (счета, номера карт, баланс, коды и т. д.) у них есть, во-вторых, они способны без вашего участия проводить операции по блокировке переводов, счетов, аккаунтов и не только.
В случае возникновения малейшего подозрения, что вы разговариваете не с сотрудником банка, просто завершите разговор и сами перезвоните по номеру телефона с официального сайта для уточнения всех вопросов либо сообщите о попытке украсть у вас данные или деньги. Также, если вам удалось пресечь такую попытку либо преступнику все же удалось получить от вас желаемое, можно обратиться в правоохранительные органы с заявлением о попытке/совершении в отношении вас преступления.
Рекомендации
В современном мире невозможно гарантированно уберечь себя от утечки персональных данных, а, следовательно, и попыток использовать их против нас (обмануть, украсть деньги или подставить), так как в тех или иных ситуациях их предоставление обязательно, а скомпрометирована может быть информационная система любой компании или организации. Но можно значительно снизить вероятность возникновения подобных ситуаций. Достичь этого можно лишь за счет ответственного и внимательного отношения к своим данным:
- Всегда соблюдать меры цифровой гигиены.
- Быть бдительным в отношении передачи и предоставления любых персональных данных.
- Не выкладывать в публичный доступ.
- Не передавать и не отправлять по почте или в мессенджерах сведения из документов, а также их сканы и фотографии сомнительным и непроверенным сервисам, магазинам, организациям, незнакомым людям.
- Постараться исключить случаи пересылки данных даже знакомому и надежному контакту, которому они необходимы, например, для оформления документов, поскольку вы не сможете проследить, будут ли ваши данные переправлены далее посторонним людям. Если альтернативного способа передать данные нет, то после использования отправителю и получателю необходимо удалить их с почтового сервера, а при пересылке сканов и фотографий документа рекомендуется ставить непосредственно на них пометку (например, водяной знак), с какой целью они пересылаются, чтобы сложнее было использовать в преступных целях.
Подведем итоги и выделим основное.
В любых ситуациях, проводя какие-либо действия с денежными средствами пользователям необходимо соблюдать повышенную осторожность. Банки не запрашивают CVV-коды (с обратной стороны карты) или коды из СМС, а также иную персональную информацию. Кроме того, пользователям нельзя переходить по сомнительным ссылкам из СМС или писем в интернет-ресурсах, социальных сетях и мессенджерах: они могут вести на мошеннические сайты.
По рекомендациям банковских учреждений, клиенты, которым поступает звонок из банка, должны обращать внимание на манеру общения сотрудников. Мошенники постараются всеми способами убедить клиента продолжать разговор. А настоящая служба безопасности банка никогда не будет возражать, если клиент захочет перезвонить позже.
Если мошенники все же украли деньги со счета клиента, нужно в кратчайшие сроки сообщить банку о несанкционированном переводе и заблокировать карту. Если пользователь не нарушил правила безопасности, банки обязаны вернуть клиенту деньги. Однако сложно говорить о возврате, когда клиент нарушает правила пользования интернет-банком: сообщает свои данные для входа в онлайн-банк и коды подтверждения мошенникам. В таких случаях все зависит от типа транзакции и удалось ли ее остановить антифрод-системам, либо она ушла.
Пользователям, столкнувшимся с неудачной попыткой мошенничества, также рекомендуется обращаться в банк. Таким образом, банк узнает о новых способах мошенничества и их предотвращает. Также имеет смысл сообщать о злоумышленниках операторам связи: у них есть возможность отследить и заблокировать звонки с номеров мошенников.
Успех или неудача вишинговых мошенников практически полностью зависит от просвещённости и грамотности в сфере информационной безопасности граждан. Таком образом, если клиент будет бдителен и осторожен, то вероятность хищения с его карты денежных средств стремиться к нулю.
Что сегодня может быть проще, чем купить в интернете понравившийся товар? Совершить такую покупку может даже ребенок или пользователь, не вполне уверенно владеющий навыками работы с персональным компьютером. Этот процесс обусловлен тем, что большинство людей сегодня все чаще испытывает дефицит свободного времени и тратить его на походы по магазинам, особенно в поисках обычных товаров, стало для многих недоступной роскошью. Кроме этого, купить или продать товар в сети Интернет стало очень просто благодаря огромному числу торговых площадок, которые делают этот процесс максимально быстрым и удобным, предоставляя возможность оплаты с использованием банковских платежных карт и доставки товара в любой уголок мира.
Согласно исследованиям, рынок электронной коммерции в Республике Беларусь ежегодно растёт и вовлекает все новых пользователей. По статистике, только РУП «Белпочта» обрабатывает около 30 тысяч почтовых отправлений в день, при этом подавляющее большинство наших граждан совершают онлайн-покупки именно на белорусских интернет-площадках.
Такое резкое развитие электронной торговли и большое число людей, вовлеченных в данный процесс, не остались незамеченными злоумышленниками.
В настоящее время наиболее распространены следующие способы совершения противоправных действий с использованием торговых интернет-площадок:
- «Предоплата» (обман продавца)
Суть данного способа заключается в том, что злоумышленник выступает в роли потенциального покупателя товара. На одной из интернет-площадок с объявлениями он находит продавца и копирует его контактные данные. В дальнейшем ищет данного продавца в мессенджерах или пишет в социальных сетях, представляясь якобы покупателем с указанной торговой площадки. В ходе переписки, злоумышленник сообщает, что товар ему понравился и он хочет его приобрести в связи с чем уже якобы совершил предоплату (зачастую высылается скриншот электронного карт-чека о перечислении средств). Для того, чтобы якобы получить данные средства злоумышленник высылает продавцу ссылку на поддельную страницу (зачастую она может выглядеть как один из разделов официального сайта интернет-площадки или банковского учреждения), где продавцу нужно ввести номер своей карты, имя держателя, срок действия, CVV-код указанный на оборотной стороне карты. Кроме этого преступники порой дополнительно просят продавца предоставить информацию, содержащуюся в СМС-сообщении, поступившем из банка, якобы для подтверждения получения предоплаты. После получения конфиденциальных сведений, злоумышленник совершает хищение средств.
Примеры поддельных ресурсов, названия, которых схожи с названием одной из популярных торговых площадок:
- «Доставка» (обман покупателя)
Злоумышленник намеренно размещает объявление на интернет-площадке о продаже товара по крайне выгодной цене. После того, как потенциальный покупатель начинает вести переписку во внутреннем чате площадки, злоумышленник под различными предлогами убеждает его продолжить общение в мессенджере или социальной сети. Во время общения мошенник уговаривает покупателя внести предоплату или оформить доставку, и чтобы развеять сомнения покупателя, злоумышленник сообщает о якобы новой услуге удержания (холдирования) средств, которая появилась на торговой площадке (якобы если доставка не произойдет, то торговая площадка автоматически вернет средства на карту). При этом покупателю высылается ссылку на поддельную страницу, которая имитирует официальную страницу торговой площадки или интернет-банкинга, где нужно ввести данные карты, чтобы совершить предоплату. В качестве данных карты покупателя просят заполнить номер карты, имя держателя, срок ее действия, CVV-код (3 цифры на оборотной стороне карты). В некоторых случаях злоумышленник может попросить назвать проверочный код из СМС-уведомления банка. Как только пользователь вводит данные своей карты, с нее списываются деньги, посылка не приходит и средства не возвращаются.
- «Возврат средств» (обман покупателя или продавца)
После того как злоумышленник использовал одну из описанных выше схем для хищения денежных средств, спустя некоторое время он вновь связывается с потерпевшим (в мессенджерах или социальный сетях), но в этот раз представляется сотрудником торговой площадки или транспортной компании и сообщает, что произошла ошибка и деньги списаны случайно. После этого злоумышленник высылает потерпевшему ссылку на поддельную страницу возврата средств, где нужно вновь ввести данные своей карты и сумму, которую ему якобы должны вернуть. После того, как указанная информация вводится потерпевшим, с его счета повторно списываются деньги.
Для того, чтобы не стать жертвой киберпреступников, совершая сделки в сети Интернет следует:
- вести общение с потенциальными покупателями или продавцами только во внутреннем чате торговой площадки (зачастую торговые площадки блокируют возможность перехода на поддельные ресурсы);
- ведя общение с пользователем стоит перейти к его профилю и обратить внимание на дату создания (если он создан несколько дней назад, то это должно вызвать дополнительную настороженность);
- очень внимательно относится к любому случаю, когда необходимо ввести данные карты или информацию, предоставленную банком (смс-код, логин или пароль от интернет-банкинга). Самый надежный способ уберечь свои средства – это никому не сообщать реквизиты своей карты;
- уточнить у собеседника номер телефона если он не указан в объявлении, а потом позвоните на этот номер, чтобы убедиться, что он реален и принадлежит именно пользователю, с которым вы совершаете сделку (очень часто злоумышленники используют номера телефонов, взятые в аренду на непродолжительное время и физического доступа к нему, не имеют);
- использовать отдельную банковскую карту для осуществления покупок в сети Интернет, на которой не хранятся денежные средства и на которую не поступает регулярный доход в виде заработной платы, стипендии или пенсии;
- избегать перехода по неизвестным интернет-ссылкам, которые предоставляются в ходе переписки якобы для получения предоплаты или оформления доставки. Если Вам прислали такую ссылку, то, независимо от того, кто ее прислал, прежде чем по ней перейти, следует внимательно проверить доменное имя (адрес ресурса). Сделать это можно отыскав в интернете официальный сайт и сверив написание доменного имени. Отличие в одну букву или символ свидетельствует о том, что перед Вами ссылка на поддельный ресурс.
Если Вы все же ввели данные своей банковской карты на поддельном ресурсе или сообщили их постороннему лицу, необходимо в срочном порядке произвести блокировку карты, позвонив в банк либо самостоятельно в интернет-банкинге.
В настоящее время, на фоне осложнения эпидемиологической обстановки в мире, экспертами в сфере информационной безопасности прогнозируется рост числа рассылок вредоносного программного обеспечения, «фишинговых» писем, а кибератак на компьютеры, оборудование (роутеры, видеокамеры) и незащищенные домашние сети сотрудников организаций, которые перешли на удаленный режим работы. Целью кибератак станет хищение денежных средств или персональных данных пользователей.
С целью получения доступа к безналичным денежным средствам физических и юридических лиц, персональным данным, иной ценной информации, злоумышленники осуществляют фишинговые рассылки с использованием злободневных тем в том числе о якобы наличии вакцины от актуальных вирусных заболеваний, последних статистических данных или способах борьбы с болезнью. На самом же деле за рассылкой стоят злоумышленники, которые все более изощренными способами используют страхи и сумятицу.
Кроме того, для привлечения внимания потенциальных жертв злоумышленниками могут использоваться реквизиты различных международных благотворительных организаций, а также финансовых учреждений страны. Так, уже зафиксирована вредоносная рассылка с троянской программой внутри, при этом письма отправляются якобы от лица сотрудницы UNICEF — международной организации, действующей под эгидой ООН, а также под видом Всемирной организации здравоохранения. Зачастую к «фейковому» письму прилагался архив, который содержал «троян», совмещающий функционал программы для кражи логинов-паролей и клавиатурного шпиона. Например, он может собирать данные о системе и зараженном компьютере, загружать и запускать файлы, делать скриншоты, управлять клавиатурой и мышью, похищать логины, пароли, а также данные банковских карт.
Для того, чтобы обезопасить свои денежные средства и конфиденциальную информацию, на современном этапе лучше скептически относиться к любым поступающим сообщениям об актуальных вирусных заболеваниях — как об их распространении, так и о средствах защиты, доверяя только крупным надежным источникам, особую внимательность стоит проявлять, получая письмо, содержащее в себе ссылку и текст, призывающий по ней перейти. Чтобы избежать опасности, рекомендуется игнорировать все подобные сообщения и вместо этого заходить на официальный сайт соответствующих организаций или на их страницы в социальных сетях.
Организация безопасной работы в удаленном режиме также имеет свои особенности и требует соблюдения ряда дополнительных требований:
- на персональный компьютер, используемый для работы следует установить лицензионное антивирусное программное обеспечение и произвести его верные настройки, а при работе с электронной почтой следует дополнительно использовать антивирусное программное обеспечение, отвечающее за защиту почтовых сервисов и анализирующие поток данных, проходящий через них;
- при обработке входящей корреспонденции, поступающей по каналам электронной почты следует обращать внимание на прикрепленные к письмам файлы и не допускать их открытия (запуска) непосредственно из почтовой программы. Целесообразно сохранить вложение (не запуская его) и проверить его на наличие вредоносного программного обеспечения. Наличие у поступивших вложений двойного расширения или автоматическое его скрытие может свидетельствовать о прикреплении к файлу вредоносного программного обеспечения;
- USB-ключ с электронной цифровой подписью следует подключать к персональному компьютеру только непосредственно при проведении необходимых финансовых операций;
- заранее позаботьтесь о получении удаленного доступа к необходимым ресурсам и следуйте указаниям специалистов по информационной безопасности своего предприятия для его настройки;
- по возможности работайте на корпоративном компьютере. Постарайтесь не загружать и не открывать корпоративные файлы на личных устройствах;
- домашние сети не защищаются специалистами по информационной безопасности предприятия, поэтому будьте внимательны – атакующие могут воспользоваться ситуацией и направить усилия на менее защищенных пользователей;
- проверьте, настроена ли двухфакторная аутентификация в почте, в мессенджерах и при VPN подключении;
- обязательно смените стандартный пароль домашнего роутера, иначе злоумышленники легко смогут получить доступ к вашим данным;
- объясните близким, что Вашим рабочим компьютером пользоваться нельзя, чтобы избежать случайного заражения устройства или потери данных.
В настоящее время на территории Брестской области продолжает наблюдаться активность злоумышленников, которые осуществляют звонки на мобильные телефоны граждан и под видом представителя банковского учреждения Республики Беларусь пытаются завладеть реквизитами их банковских платежных карт, а также иными конфиденциальными данными. Указанные лица сообщают, что необходимо срочно осуществить какие-либо действия с банковской платежной картой, так как кто-то либо пытается похитить с нее денежные средства, либо оформляет кредит или производит подозрительную оплату. Следует отметить, что преступники используют современные возможности сети Интернет (например, возможность «подмены номера»), а также используют для звонков интернет-мессенджеры, в частности «Viber», где в качестве имени пользователя (никнейм) указывают официальный номер банка либо его название, как следствие у потерпевшего на экране мобильного телефона может отображаться совершенно любой абонентский номер телефона или никнейм, заданный злоумышленником. Это могут быть номера банковских учреждений или иных абонентов, а также наименования реальных финансовых организаций, которые на самом деле никому звонки не осуществляют, а сам звонок по своим внешним признакам ничем не будет подозрительным.
Следует обращать внимание на то, что сотрудники банковских учреждений в телефонных разговорах никогда не уточняют у своих клиентов конфиденциальную информацию, а номер банковской платежной карты им всегда известен.
Если Вам поступил такой звонок, то:
- ни при каких обстоятельствах, никому и никогда не сообщайте информацию о себе или своей банковской платежной карте. Запомните, банк никогда не станет звонить своим клиентам посредством интернет-мессенджеров! Если Вам будет звонить настоящий сотрудник банка, то он точно будет знать, как минимум номер Вашей банковской платежной карты и никогда не спросит конфиденциальную информацию в телефонном режиме. В случае если с использованием Вашего счета и правда кто-то будет пытаться совершить несанкционированные операции и Банк это заметит, то его сотрудники сперва инициативно заблокируют Вашу банковскую платежную карту, после чего сообщат Вам причину принятого решения (ничего не уточняя) и пригласят в свое учреждения с паспортом для получения наличных денежных средств и написания заявления на перевыпуск карты;
- уточните с кем именно Вы общаетесь, после чего положите трубку и перезвоните на номер телефона, который отображался у Вас на экране (в этом случае Вы свяжитесь именно с тем абонентом, которому принадлежит указанный номер, а не со злоумышленниками, которые его использовали с целью скрыть свой настоящий номер) и уточните суть возникшей проблемы. Скорее всего собеседник сообщит, что Вам вообще не звонил. Современные технологии позволяют подменить номер на экране Вашего телефона на совершенно любой, в том числе заменить его для примера названием учреждения банка;
- если же на Вас оказывается психологическое давление угрозами, что через несколько секунд Вы понесете финансовые потери, кто-то оформит на Вас кредит или что если Вы не сообщите требуемую информацию, то карту вообще заблокируют, не волнуйтесь, это обычная уловка преступников, главная цель которых ввести Вас в состояние неуверенности и страха потерять сбережения. Даже в этом случае не сообщайте никакой информации собеседнику;
- сами перезвоните в свой банк или в круглосуточную службу сервиса, номер которой написан на оборотной стороне Вашей платежной карты и сообщите о случившемся. Скорее всего специалист сообщит Вам, что никаких несанкционированных операций зафиксировано не было, а сотрудник Банка Вам не звонил.
Если же Вы сообщили кому-либо информацию о своей банковской платежной карте, позвоните в свой Банк или примите иные меры к скорейшей ее блокировке. С заблокированного счета Вам без каких-либо затруднений и комиссий выдадут все денежные средства по предъявлению паспорта.
Помните, что если Вы сообщите злоумышленнику реквизиты своей банковской платежной карты, то он сможет распоряжаться всеми средствами на счету, а также оформить на Ваше имя дополнительные кредитные обязательства.
ПАМЯТКА
«Как не стать жертвой при осуществлении финансовых
операций в сети Интернет»
Что сегодня может быть проще, чем купить в интернете понравившийся товар? Совершить такую покупку может даже ребенок или пользователь, не вполне уверенно владеющий навыками работы с персональным компьютером. Этот процесс обусловлен тем, что большинство людей сегодня все чаще испытывает дефицит свободного времени и тратить его на походы по магазинам, особенно в поисках обычных товаров, стало для многих недоступной роскошью. Кроме этого, купить или продать товар в сети Интернет стало очень просто благодаря огромному числу торговых площадок, которые делают этот процесс максимально быстрым и удобным, предоставляя возможность оплаты с использованием банковских платежных карт и доставки товара в любой уголок мира.
Наиболее распространены способы совершения преступлений
1. «Предоплата» (обман продавца)
Суть данного способа заключается в том, что злоумышленник выступает в роли покупателя. На одной из интернет-площадок с объявлениями он находит продавца и копирует его контактные данные. После чего ищет его в мессенджерах (социальных сетях), представляясь покупателем. В ходе переписки, злоумышленник сообщает, что товар ему понравился и он хочет его приобрести в связи с чем уже якобы совершил предоплату (зачастую высылается скриншот электронного карт-чека о перечислении средств). Для того, чтобы получить данные средства продавцу высылают ссылку на поддельную страницу (она выглядит как один из разделов официального сайта интернет-площадки или банковского учреждения), где продавцу нужно ввести номер своей карты, имя держателя, срок действия, CVV-код указанный на оборотной стороне карты (информацию, содержащуюся в СМС-сообщении, поступившем из банка, для подтверждения получения предоплаты). После получения конфиденциальных сведений, злоумышленник совершает хищение средств.
2. «Доставка» (обман покупателя)
Злоумышленник размещает объявление на интернет-площадке о продаже товара по крайне выгодной цене. После того, как потенциальный покупатель начинает вести переписку во внутреннем чате площадки, злоумышленник под различными предлогами убеждает его продолжить общение в мессенджере или социальной сети. Во время общения мошенник уговаривает покупателя внести предоплату или оформить доставку, и чтобы развеять сомнения покупателя, сообщает о якобы новой услуге удержания (холдирования) средств, которая появилась на торговой площадке, т.е., если доставка не произойдет, то торговая площадка автоматически вернет средства на карту. При этом покупателю высылается ссылка на поддельную страницу, которая имитирует официальную страницу торговой площадки или интернет-банкинга, где нужно ввести данные карты (далее осуществляются действия по схеме обмана продавца).
3. Использование социальных сетей
Осуществив несанкционированный доступ к персональным аккаунтам пользователя сети Интернет, злоумышленник рассылает всем виртуальным «друзьям» потерпевшего просьбу под различными предлогами сообщить реквизиты банковской платежной карты. Это может быть ее фото или просто номер, срок действия и иные реквизиты, при этом, хоть в большинстве своем школьники банковских карт не имеют, но желая помочь «другу» очень часто используют карты своих родственников и друзей. Порой преступники просят просто номер мобильного телефона и либо пытаются похитить со счета телефона деньги или наоборот используют его как промежуточное звено, направляя на этот счет чужие деньги, переводя их затем дальше, чтобы запутать свои следы (практически во всех случаях хищения денежных средств со счетов мобильных телефонов потерпевшие еще сообщали преступнику персональные коды, приходящие в виде смс-сообщений на телефон).
4. Звонок от «представителя» банка с просьбой срочно предоставить необходимую информацию
Преступники от имени сотрудников банка сообщают, что необходимо осуществить какие-либо действия с банковской платежной картой, так как кто-то либо пытается похитить с нее денежные средства, либо оформляет кредит или производит подозрительную оплату. Для маскировки преступники используют функцию «подмены номера», как следствие у потерпевшего на экране мобильного телефона может отображаться совершенно любой абонентский номер телефона, заданный злоумышленником. Это могут быть номера банковских учреждений или иных абонентов, которые на самом деле никому звонки не осуществляют, а сам звонок по своим внешним признакам ничем не будет подозрительным. Получив необходимую информацию о реквизитах карты, преступники осуществляют хищение.
Для того, чтобы не стать жертвой киберпреступников, совершая сделки в сети Интернет следует:
- вести общение с покупателями (продавцами) только во внутреннем чате торговой площадки (зачастую торговые площадки блокируют возможность перехода на поддельные ресурсы);
- ведя общение с пользователем стоит перейти к его профилю и обратить внимание на дату создания (если он создан несколько дней назад, то это должно вызвать дополнительную настороженность);
- очень внимательно относится к любому случаю, когда необходимо ввести данные карты или информацию, предоставленную банком (смс-код, логин или пароль от интернет-банкинга). Самый надежный способ уберечь свои средства – это никому не сообщать реквизиты своей карты;
- уточнить у собеседника номер телефона если он не указан в объявлении, а потом позвоните на этот номер, чтобы убедиться, что он реален и принадлежит именно пользователю, с которым вы совершаете сделку (очень часто злоумышленники используют номера телефонов, взятые в аренду на непродолжительное время и физического доступа к нему, не имеют);
- использовать отдельную банковскую карту для осуществления покупок в сети Интернет, на которой не хранятся денежные средства и на которую не поступает регулярный доход в виде заработной платы, стипендии или пенсии;
- избегать перехода по неизвестным интернет-ссылкам, которые предоставляются в ходе переписки якобы для получения предоплаты или оформления доставки.
- если Вы все же перешли по подобной ссылке и видите уведомление о том, что в системе имеется денежный перевод и для его получения необходимо ввести данные банковской платежной карты, ни при каких обстоятельствах не вводите запрашиваемые сведения, так как это прямой путь к утрате собственных средств.
- если Вы все же ввели данные своей банковской карты на поддельном ресурсе или сообщили их постороннему лицу, необходимо в срочном порядке произвести блокировку карты, позвонив в банк либо самостоятельно в интернет-банкинге.
- если Вам поступил звонок из «банка» ни при каких обстоятельствах, никому и никогда не сообщайте информацию о себе или своей банковской платежной карте. Если Вам будет звонить настоящий сотрудник банка, то он точно будет знать, как минимум номер Вашей банковской платежной карты и никогда не спросит конфиденциальную информацию в телефонном режиме.
- уточните с кем именно Вы общаетесь, после чего положите трубку и перезвоните на номер телефона, который отображался у Вас на экране (в этом случае Вы свяжитесь именно с тем абонентом, которому принадлежит указанный номер, а не со злоумышленниками, которые его использовали с целью скрыть свой настоящий номер) и уточните суть возникшей проблемы.
- если же на Вас оказывается психологическое давление угрозами, что через несколько секунд Вы понесете финансовые потери, кто-то оформит на Вас кредит или что если Вы не сообщите требуемую информацию, то карту вообще заблокируют, не волнуйтесь, это обычная уловка преступников, главная цель которых ввести Вас в состояние неуверенности и страха потерять сбережения.
Фишинг. Как выявить мошенника в сети Интернет
В национальном сегменте сети Интернет Республики Беларусь наблюдается значительное повышение мошеннической активности, связанной с использованием фишинговых страниц и даже целых сайтов.
Целью данной разновидности фишинга является получение не только учетных данных от каких-либо сервисов (логин и пароль), но и данных платежной карты (номер, срок действия, имя и фамилия держателя и CVC2/CVV2 код).
Также стоит отметить, что продуманный целевой фишинг не обходится без использования социальной инженерии. Причем если раньше в основном происходила рассылка фишинговых писем на электронную почту, где была возможность блокировать массовые рассылки, то теперь злоумышленники используют еще мессенджеры и социальные сети, что значительно расширяет целевую аудиторию.
В случае успеха злоумышленник может перечислить с карты жертвы некую сумму денег, если на счете будет достаточно средств. А если получит данные для входа в личный кабинет интернет-банкинга, перечислит все деньги со счета, либо, с использованием межбанковской системы идентификации (МСИ), может открыть счета в других банках (о которых жертва длительное время может не знать), для проведения транзитных операций. В худшем случае, оформит онлайн-кредиты, в которых можно снять наличные, перевести или потратить средства онлайн. А через некоторое время жертве придет извещение о задолженности или повестка в суд за неуплату.
Данная мошенническая активность направлена на государственные органы и организации, юридических и физических лиц.
Подделываются различные ресурсы:
- интернет-банкинги банков;
- торговые площадки;
- различные платформы и сервисы, на которых доступна оплата онлайн каких-либо товаров или оказания услуг.
Новые появляются практически сразу после блокировки старых, а схожесть с реальными сайтами порой достигает очень высокого уровня.
В настоящее время наблюдается две основные фишинговые схемы мошенничества:
- Злоумышленник выступает в роли продавца (исполнителя услуги).
- Мошенник притворяется покупателем (заказчиком услуги).
У каждой схемы существуют свои модификации, которые позволяют мошенникам, в том числе повторно, обманывать пользователей.
Пример маскировки под площадку Kufar.by
Существуют различные методы и способы, которыми злоумышленники сегодня пытаются обманывать белорусов.
Каждая из схем обмана подразумевает 2 этапа: подготовку и реализацию. Подготовка практически не меняется, в то время как реализация может быть разыграна по-разному.
Все зависит от обстоятельств и того, кто в данный момент выступает в роли жертвы. Мошенники хорошо чувствуют эмоции собеседников, играют на доверчивости и открытости граждан. Могут рассказывать, что попали в сложную жизненную ситуацию и продают вещь за бесценок потому, что нужно оплатить лечение родственнику, учебу ребенку или спасти бизнес, пострадавший от кризиса.
Подготовка:
- Злоумышленник создает одну страницу, внешне похожую на страницу авторизации официального сервиса, накладную, бланк отправки курьерской службы (платежное обязательство) или же полностью копирует весь сайт.
- Производит регистрацию домена, визуально схожего с оригинальным. Название может отличаться буквально одним символом либо национальной доменной зоной. Например, пытаясь замаскировать фишинговую страницу под сервис площадки объявлений Kufar.by, злоумышленник может выбрать следующие домены (в списке для сравнения указан и оригинальный домен):
После того, как поддельный сайт создан и размещен на похожем на официальный сайт домене, преступник начинает поиск жертвы.
На данный момент широко используются несколько типичных схем мошенничества. Они направлены как на продавцов, так и на покупателей товаров.
Схема обмана продавцов №1 (Предоплата)
- Преступник находит продавца на официальной площадке объявлений, копирует его контактные данные, но на площадке не пишет, поскольку пересылка фишинговых ссылок там невозможна. Ищет номер продавца в мессенджерах или пишет в соцсетях, представляясь якобы покупателем с Куфара.
- Говорит, что уже совершил предоплату. Высылает продавцу ссылку на поддельную страницу, где продавцу нужно ввести номер своей карты для того, чтобы получить деньги. Среди данных, которые просит злоумышленник: номер карты, имя держателя, срок действия, CVV-код на оборотной стороне карты.
- Иногда мошенник также просит продавца предоставить СМС-код подтверждения платежа, ссылаясь на то, что перевел предоплату и хочет убедиться, что она поступила на счет продавца.
- С помощью собранных данных мошенник может попытаться перевести с карты жертвы некую сумму денег, и, если на счете будет достаточно средств, ему это удастся.
Схема обмана продавцов №2 (Предоплата)
- Если предыдущая схема успешно сработала, мошенник может повторно сам связаться с покупателем или представиться службой поддержки и сказать, что произошла ошибка.
- Чтобы вернуть ошибочно переведенные средства, он предложит перейти на фишинговый сайт и снова ввести данные своей карты.
- Если продавец это сделает, мошенник может повторно списать деньги.
Схема обмана покупателей №1 (Доставка базовая)
- Преступник выставляет товар на официальной площадке объявлений по крайне выгодной цене.
- Когда потенциальный покупатель пишет ему, преступник убеждает перейти в мессенджер или социальную сеть под предлогом того, что там удобнее общаться.
- Во время общения мошенник уговаривает покупателя на предоплату или доставку под любым предлогом: уехал из города, нет времени.
- Чтобы развеять сомнения покупателя, говорит о новой услуге холдирования средств, которая появилась на Куфаре: если доставки не будет, Куфар автоматически вернет средства на карту.
- Высылает покупателю ссылку на поддельную страницу, которая имитирует страницу сервиса «Куфар Доставка» или интернет-банкинга, где нужно ввести данные карты, чтобы совершить предоплату. В качестве данных карты покупателя просят заполнить номер карты, имя держателя, срок ее действия, CVV-код (3 цифры на оборотной стороне карты). В некоторых случаях злоумышленник может попросить назвать проверочный код из СМС-уведомления банка.
- Как только пользователь вводит данные своей карты, с нее списываются деньги, посылка, естественно, не приходит и средства не возвращаются.
Схема обмана покупателей №2 (Доставка повторная)
- После того, как предыдущая схема полностью реализована, и покупатель начинает подозревать, что его обманули, мошенник повторно связывается с покупателем.
- Говорит, что произошла ошибка, товар уже забрали (или передумал подавать), готов вернуть деньги.
- Высылает ссылку на поддельную страницу возврата средств, где покупателю нужно ввести все те же данные своей карты и точную сумму, которую ему должны вернуть.
- После того, как покупатель повторно вводит данные своей карты, с его счета повторно списываются деньги.
Схема обмана покупателей №3 (Возврат средств)
- После того, как мошенник реализовал схему «Доставка», он пишет пострадавшему покупателю, представляется службой поддержки Куфара.
- Говорит, что посылка была не доставлена, извиняется и рассказывает про возможность возврата средств за посылку.
- Присылает ссылку на фишинговую страницу, где покупателю снова нужно ввести данные своей карты и сумму, которая соответствовала сумме предыдущего списания.
- После того, как покупатель повторно вводит данные, мошенник снова крадет деньги с банковского счета.
Схема обмана покупателей №4 (Мошенничество с накладными)
- Преступник выставляет товар по очень выгодной цене на официальном сайте.
- Когда потенциальный покупатель пишет ему на Куфаре, под любым предлогом предлагает перейти в мессенджер.
- Уговаривает отправить товар по почте. При этом мошенник специально создает ажиотаж вокруг объявления. Он может говорить, что буквально на днях уезжает из города, или что товар готовы купить другие покупатели.
- Продавец говорит, что можно оплатить товар уже после того, как он его отправит, при этом готов предоставить доказательства.
- Если покупатель соглашается, в качестве доказательства отправки мошенник высылает ссылку на поддельную страницу трекинга посылки или скан поддельного документа об оплате. Минимальное знание фотошопа позволяет преступнику сымитировать квиток любой службы доставки, будь то СДЭК, Белпочта или любая другая компания.
- После того, как покупатель поверил, что посылка отправлена, мошенник присылает ссылку на фишинговую страницу, где нужно оформить перевод суммы за товар.
- Как только пользователь вводит данные своей карты, с его счета списываются деньги, а посылка, естественно, не приходит.
Рекомендации:
- К любым операциям, производимым с использованием Вашей банковской карты, относится максимально внимательно и осторожно. Терять бдительность никогда нельзя.
- Для оплаты покупок в Интернете завести отдельную карту и не хранить на ней много денег.
- Если Вам прислали ссылку на почтовый ящик, в мессенджер или SMS-сообщением, то, независимо от того, кто прислал, даже если это Ваш друг, знакомый, государственный орган или организация, с которой Вы постоянно ведете переписку, или абсолютно незнакомый человек, прежде чем ее открывать, следует особенно внимательно проверить доменное имя. При возникновении малейшего сомнения, что ссылка ведет не на официальный ресурс, ее необходимо проверить. Сделать это можно, отыскав в интернете официальный сайт и сверив домен, а также дополнительно проверив информацию о дате регистрации домена (у фишинговых обычно от нескольких дней до нескольких месяцев) на специализированных интернет-ресурсах, например: whois.domaintools.com, centralops.net, xseo.in, cctld.by и других.
- Если ресурс оказался поддельнымлибо самому не удается определить, то необходимо сделать скриншот фишинговой страницы (чтобы в адресной строке был виден адрес), и отправить в службу поддержки оригинального ресурса, с описанием подробностей ситуации (администрация настоящего ресурса сама заинтересована к недопущению использования своего имени либо логотипов мошенниками), после чего отказаться от проведения каких-либо операций.
- Если стали жертвой мошенников:
- Владельцам ресурсовпривыявлении случаев мошенничества с использованием фишинговых страниц, мимикрирующих под оригинальный ресурс, или возникновении подозрений о таком использовании:
- Если ввели данные банковской карты, то необходимо в срочном порядке произвести ее блокировку, позвонив в банк либо, в интернет-банкинге либо три раза введя неверный пароль, с последующей ее заменой.
- Если ввели авторизационные данные от интернет-банкинга, то необходимо немедленно звонить в банк и сообщить о компрометации учетных данных от интернет-банкинга.
- В случае необходимости обратиться в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве.
- Сразу делать скриншоты фишинговых страниц (обязательно чтобы в адресной строке был виден адрес) и переписок с мошенниками.
- При необходимости обращаться в соответствующие органы.
Фишинг и как не попасть на удочку кибермошенников
Фишинг (англ. phishing, от fishing — рыбная ловля, выуживание) — вид интернет-мошенничества, цель которого — получить идентификационные данные пользователей. Сюда относятся кражи паролей, номеров кредитных карт, банковских счетов и другой конфиденциальной информации.
Фишинг представляет собой пришедшие на почту поддельные уведомления от банков, провайдеров, платежных систем и других организаций о том, что по какой-либо причине получателю срочно нужно передать / обновить личные данные. Причины могут называться различные. Это может быть утеря данных, поломка в системе и прочее.
Атаки фишеров становятся все более продуманными, применяются методы социальной инженерии. Но в любом случае клиента пытаются напугать, придумать критичную причину для того, чтобы он выдал свою личную информацию. Как правило, сообщения содержат угрозы, например, заблокировать счет в случае невыполнения получателем требований, изложенных в сообщении («если вы не сообщите ваши данные в течение недели, ваш счет будет заблокирован»). Забавно, но часто в качестве причины, по которой пользователь якобы должен выдать конфиденциальную информацию, фишеры называют необходимость улучшить антифишинговые системы («если хотите обезопасить себя от фишинга, пройдите по этой ссылке и введите свой логин и пароль»).
Фишинговые сайты, как правило, живут недолго (в среднем — 5 дней). Так как анти-фишинговые фильтры довольно быстро получают информацию о новых угрозах, фишерам приходится регистрировать все новые и новые сайты. Внешний же вид их остается неизменен — он совпадает с официальным сайтом, под который пытаются подделать свой сайт мошенники.
Зайдя на поддельный сайт, пользователь вводит в соответствующие строки свой логин и пароль, а далее аферисты получают доступ в лучшем случае к его почтовому ящику, в худшем — к электронному счету. Но не все фишеры сами обналичивают счета жертв. Дело в том, что обналичивание счетов сложно осуществить практически, к тому же человека, который занимается обналичиванием, легче засечь и привлечь мошенников к ответственности. Поэтому, добыв персональные данные, некоторые фишеры продают их другим мошенникам, у которых, в свою очередь, есть отработанные схемы снятия денег со счетов.
Наиболее частые жертвы фишинга — банки, электронные платежные системы, аукционы. То есть мошенников интересуют те персональные данные, которые дают доступ к деньгам. Но не только. Также популярна кража личных данных от электронной почты — эти данные могут пригодиться тем, кто рассылает вирусы или создает зомби-сети (ботнет).
Характерной особенностью фишинговых писем является очень высокое качество подделки. Адресат получает письмо с логотипами банка / сайта / провайдера, выглядящее в точности так же, как настоящее. Ничего не подозревающий пользователь переходит по ссылке наподобие «Перейти на сайт и авторизоваться», но попадает на самом деле не на официальный сайт, а на фишерский его аналог, выполненный с высочайшей точностью.
Еще одной хитростью фишеров являются ссылки, очень похожие на URL оригинальных сайтов. Ведь достаточно наблюдательный пользователь может обратить внимание на то, что в командной строке браузера высвечивается ссылка, совершенно либо частично отличная от легитимного сайта. Такие «левые» ссылки тоже встречаются, но рассчитаны они на менее искушенного пользователя. Иногда они начинаются с IP-адреса, хотя известно, что настоящие солидные компании давно не используют подобные ссылки.
Поэтому фишинговые URL часто похожи на настоящие. Они могут включать в себя название настоящего URL, дополненное другими словами (например, вместо www.somelink.com стоит www.login-somelink.com). Также в последнее время популярный фишинговый прием — ссылка с точками вместо слешей, внешне очень похожая на настоящую (вместо www.somelink.com/aut/login стоит www.somelink.com.aut.login). Можно привести еще такой фишерский вариант: www.somelink.com-aut.login.
Также в самом теле письма может высвечиваться ссылка на легитимный сайт, но реальный URL, на который она ссылается, будет другим. Бдительность пользователя притупляется еще тем, что в письме может быть несколько второстепенных ссылок, ведущих на официальный сайт, но основная ссылка, по которой пользователю надо пройти и залогиниться, ведет на сайт мошенников.
Иногда личные данные предлагается ввести прямо в письме. Надо помнить, что никакой банк (либо другая организация, запрашивающая конфиденциальную информацию) не будет этого делать подобным образом.
Технологии фишеров совершенствуются. Так, появилось сопряженное с фишингом понятие — фарминг. Это тоже мошенничество, ставящее целью получить персональные данные пользователей, но не через почту, а прямо через официальные веб-сайты. Фармеры заменяют на серверах DNS цифровые адреса легитимных веб-сайтов на адреса поддельных, в результате чего пользователи перенаправляются на сайты мошенников. Этот вид мошенничества еще опасней, так как заметить подделку практически невозможно.
Наиболее популярные фишерские мишени — аукционы, торговые площадки, финансовые и платежные системы. Также страдают различные банки по всему миру. Атаки фишеров бывают случайными и целевыми. В первом случае атака производится «наобум». Атакуются наиболее крупные и популярные объекты — такие как торговые площадки — так как вероятность того, что случайный получатель имеет там учетную запись, довольно высока. Во втором случае мошенники узнают, каким именно банком, платежной системой, провайдером, сайтом пользуется адресат. Этот способ более сложен и затратен для фишеров, зато больше шансов, что жертва купится на провокацию.
Воровство конфиденциальных данных — не единственная опасность, поджидающая пользователя при нажатии на фишерскую ссылку. Зачастую, следуя по ней, можно получить программу-шпиона, кейлоггер или троян. Так что, если даже у вас нет счета, которым мошенники могли бы воспользоваться, нельзя чувствовать себя в полной безопасности.
Успеху фишинг-афер способствует низкий уровень осведомленности пользователей о правилах работы компаний, от имени которых действуют преступники. И хотя на многих сайтах, требующих конфиденциальной информации, опубликованы специальные предупреждения о том, что они никогда не просят сообщать свои конфиденциальные данные в письмах, пользователи продолжают слать свои пароли мошенникам. Пока же основной защитой от фишинга остаются спам-фильтры и личная цифровая осведомленность граждан.
Рассмотрим основные ошибки пользователей, которые способствуют совершению киберпреступлений.
Ошибка № 1: не использовать антивирусную защиту
Хороший антивирусный пакет включает защиту от спама и фишинговых писем. Он сам распознает подозрительных адресатов. Кроме того, антивирус защитит от программ, которые воруют данные карт, получают доступ к онлайн- и мобильным банкам, перехватывают СМС и push-сообщения с секретными кодами. Это еще опаснее, чем фишинг, — ваш счет могут обнулить, а вы об этом даже не сразу узнаете. Важно регулярно обновлять защиту.
Кибермошенники изобретают новые вирусы и способы фишинга буквально каждый день.
Ошибка № 2: переходить по ссылкам из сообщений от незнакомых адресатов
Мошенники регистрируют адрес почты, похожий на адрес реального интернет-магазина, банка или другой легальной организации. Например, вместо настоящего адреса магазина mail@someshop.ru используют mail@somesshop.ru.
Иногда обманщики даже не заморачиваются с похожим адресом, так как зачастую он скрыт от глаз пользователя. Просто указывают название магазина как имя отправителя — именно его и видит получатель. Подмену проверить легко, но не все обращают внимание на такие детали.
Мошенники заманивают людей на фишинговые сайты не только через электронную почту, но и через мессенджеры и социальные сети. Вам может прийти сообщение от знакомого, который предлагает перейти по ссылке. Но может оказаться, что его аккаунт взломали.
Иногда преступники даже не стараются мимикрировать под кого-то другого. Вместо этого они запускают свой собственный бизнес-проект. И создают видимость, что проводят викторины с гарантированным выигрышем, анкетирование за вознаграждение или рассылают видео для взрослых. В текст письма или сообщения они добавляют ссылку, которая вместо обещанных викторин и видео ведет на фишинговый сайт. Его создают специально для этой аферы, чтобы собирать личные и платежные данные пользователей. В некоторых случаях при переходе по ссылке загружается вирус, который ворует данные с вашего устройства.
Обманщики подбирают тему письма, на которую получатель должен среагировать. Что-то пугающее: «Ваш аккаунт будет заблокирован», «Срочное сообщение от Службы безопасности». Или завлекающее: «Вам начислено 500 бонусов», «Возврат платежа на 5 000 рублей». Или интригующее: «Привет! Шлю тебе фотки с последней вечеринки». Мошенники умеют играть на эмоциях.
Всегда тщательно проверяйте адрес, с которого пришло письмо. Если он хотя бы одним символом отличается от привычного адреса магазина, банка, авиакомпании или другой реальной организации, такое письмо не стоит даже открывать. Если же адрес вам вообще не знаком и вы не ждете сообщений от новых адресатов, то можете смело его удалять. Когда откроете письмо, обратите внимание на то, как оно написано и оформлено. Орфографические ошибки и ужасный дизайн — явный признак поддельного письма. Но в последнее время мошенники научились очень точно повторять фирменный стиль известных компаний. Так что стоит быть внимательным, даже если все выглядит идеально.
Если непонятную ссылку прислал друг или знакомый, лучше перезвонить и удостовериться, что это сообщение точно от него.
Ошибка № 3: не проверять адресную строку сайта
Обязательно нужно проверять при переходе на сайт его адрес. Лучше всего сохранять адреса банков, госорганов, любимых интернет-магазинов и других онлайн-сервисов в закладках. Можно вбивать адрес вручную, но нужно быть внимательным — иногда ошибка даже в одном символе приведет вас на фишинговый сайт-двойник.
Всегда проверяйте адресную строку браузера. Иногда можно попасть на фишинговый сайт даже при переходе с одной страницы известного вам портала на другую.
Безопасность соединения, несомненно, важный аспект. Если вы хотите ввести персональную информацию или данные карты, сделать покупку через сайт, то перед его адресом обязательно должно стоять https и значок закрытого замка. Буква s и закрытый замок означают, что соединение защищено: когда вы вводите на сайте данные, они автоматически шифруются и их не могут перехватить.
Защищенное соединение — требование обязательное, но не достаточное. Хакеры не могут подключиться к такому сайту и узнать ваши данные. Но это не гарантия того, что сам сайт создан законопослушной компанией. В последнее время и преступники умудряются получать сертификаты безопасности для своих сайтов.
Также стоит обратить внимание и на дизайн. Даже если вы проморгали лишнюю букву в адресе, а преступники организовали защищенное соединение, плохой дизайн сайта должен броситься в глаза. Преступники создают онлайн-ресурсы с простой целью — собрать конфиденциальные данные. Поэтому в большинстве случаев они не мудрят со структурой и дизайном сайта. Небрежная верстка, орфографические ошибки, неработающие разделы и ссылки — явные признаки фальшивки.
Но если у мошенников большие амбиции, они могут вложиться в создание сайта, который максимально точно повторяет интернет-ресурс известной организации. Или создать красивый и качественный сайт своего собственного «проекта». Так что только на дизайн тоже ориентироваться нельзя.
Ошибка № 4: платить через небезопасные страницы
После ввода реквизитов карты сайт магазина должен перекинуть вас на шлюз платежной системы вашей карты. Это отдельная безопасная страница, интернет-магазин не может получить доступ к информации, которую вы там введете.
Платежные шлюзы соединяют владельца карты с его банком при проведении платежа. Банк присылает клиенту в СМС-сообщении одноразовый код для подтверждения операции. И только после того, как покупатель его вводит, проходит платеж.
Никому не сообщайте секретные коды от банка — проверьте, совпадают ли данные из СМС с деталями операции. Если все в порядке, вбейте код в специальное поле на странице оплаты. Если нет — позвоните в банк.
Безопасные шлюзы есть у всех платежных систем. Ищите их логотипы на странице оплаты: Visa Secure, MasterCard SecureCode и т.п. Причем логотипы должны быть активными ссылками, которые ведут на сайты платежных систем. На страницах мошенников эти логотипы — просто картинки.
Ошибка № 5: использовать одну и ту же карту для всех платежей
Для онлайн-покупок и оплаты услуг через интернет лучше завести отдельную карту. Стоит переводить на нее деньги прямо перед платежом и пополнить на ровно ту сумму, которую собираетесь перечислить.
Некоторые банки и системы электронных платежей (электронные кошельки) предлагают заводить виртуальные карты — у них есть реквизиты, но в виде пластика они не существуют. Иногда можно даже создавать виртуальные карты, которые действительны лишь для одной онлайн-покупки.
Электронная почта
Ежедневно мы получаем значительное число электронной корреспонденции: информационные сообщения, различные уведомления и предложения, личную почту. Мы, не задумываясь, переходим по прикреплённым ссылкам в письмах, загружаем файлы и фотографии, пересылаем необходимые данные. При этом мы не учитываем, что количество информации о нас, содержащейся в электронном почтовом ящике, прирастает ежедневно, ведь именно к электронной почте «привязаны» учётные записи практически всех сервисов, и взлом электронной почты позволяет получить к ним доступ.
В ежедневном потоке сообщений злоумышленникам не составляет никакого труда спрятать письма, реальная цель которых не сообщить значимую информацию, а добыть её у пользователя или вынудить совершить какие-либо действия. Стоит понимать, что любая информация, которой мы обмениваемся в Интернете, представляет потенциальную ценность, если знать, как правильно ей воспользоваться.Поэтому используя электронную почту, всегда должны настораживать:
- любые требования и просьбы сообщить пароль или иные персональные данные, поступившие даже от знакомого лица или якобы от представителя службы безопасности;
- любые письма с требованиями ввести или отправить свой пароль от онлайн-банка или реквизиты банковской платёжной карты. Этими сведениями должен владеть только держатель карты и даже сотруднику банка их сообщать не стоит;
- всплывающие окна, в том числе с предложениями поучаствовать в беспроигрышных акциях, а также письма с неоправданными пометками «Срочно!» и невнятно сформулированной темой письма. Помните: чем соблазнительнее предложение, тем выше вероятность того, что оно мошенническое.
Для того чтобы обезопасить себя и свою электронную почту, рекомендуется:
- использовать сложные пароли, состоящие из букв, цифр и специальных символов, никому и ни под каким предлогом его не сообщая;
- обращать внимание на адрес ресурса, на котором находитесь. Перейдя по подозрительной ссылке, рекомендуется не вводить свою конфиденциальную информацию и не загружать какие-либо файлы;
- не хранить в электронной переписке сведения о банковской платёжной карте;
- не открывать и не запускать подозрительные файлы с неизвестными расширениями, а также исполняемые файлы с расширениями .exe, .vbs, .js, .scr и т.д;
- использовать двухфакторную систему идентификации, привязав электронную почту к абонентскому номеру телефона. При её использовании авторизация с применением нового устройства будет невозможна без введения кода, поступающего в смс-сообщении.