Планирование образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования
Новые требования, выдвигаемые обществом к повышению качества развития ребёнка в учреждениях дошкольного образования, изменения нормативного и учебно-методического обеспечения дошкольного образования Республики Беларусь обосновали потребность в поиске наиболее эффективных моделей планирования образовательного процесса.
Следует отметить, что существуют общепринятые формы планирования:
Календарное планирование – планирование специально организованного обучения, видов детской деятельности и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день недели;
Перспективное планирование – планирование на длительный период: год, полугодие, месяц;
Перспективно – календарное планирование – часть разделов плана планируется на год, полугодие, месяц, а часть разделов планируется на каждый день недели месяца.
При разработке планирования необходимо ориентироваться на следующие требования:
краткость плана, его компактность, гибкость;
детализация плана в зависимости от образования, педагогического опыта и индивидуального стиля деятельности педагога;
целенаправленность и конкретность образовательных задач;
право выбора наиболее оптимальной и удобной формы плана – за педагогом;
согласованность плана с деятельностью учреждения;
сочетание перспективности и актуальности намеченных направлений работы;
преемственность, систематичность и последовательность;
оптимальное сочетание задач обучения и организации деятельности детей;
реальность выполнения, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их подготовленности и условий;
единство целевой установки и условий реализации;
знание фактического уровня развития воспитанников по всем направлениям
План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты:
Годовые задачи учреждения дошкольного образования.
Научно – ¬методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных научно¬ – методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь).
Список детей по подгруппам (с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников; подгруппы детей могут изменяться в течение года).
Циклограмма совместной деятельности педагога с воспитанниками в течение дня (содержание деятельности с воспитанниками в первую и вторую половину дня).
Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по психолого – ¬педагогическому образованию родителей и включению их в образовательный процесс).
Формы взаимодействия – коллективные, индивидуальные, наглядно – информационные, информационно – коммуникационные.
При планировании взаимодействия с семьёй указываем содержание, дату проведения, ответственного, отметку о выполнении.
Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционно¬-развивающая работа планируется и осуществляется педагогом –психологом, учителем ¬– дефектологом).
Закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).
Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1-¬й и 2-¬й прогулках, активный отдых).
Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие).
Планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом. Определяются тема и цель деятельности в течение недели.
В содержание планирования включаются:
образовательная область и вид занятия;
тема занятия;
программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
источники планирования;
методические приемы (перечисляются конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться поставленные цели по отношению к группе в целом, к отдельному воспитаннику, например беседа, рассматривание картин, обследование, эксперимент, наблюдение, рассказ, показ способов действия, чтение литературы, дидактическая деятельность детей и т.д.).
Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определенное своеобразие. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту; предусмотреть дифференцированные задания для детей.
Нерегламентированная деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная — в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая).
Планируем:
общение (ситуационные диалоги, беседы, коммуникативные ситуации, артикуляционные упражнения, фонетические игры, невербальные средства общения, чтение с обсуждением, рассказы, этюды, упражнения на развитие коммуникативных умений, игры-задания, ставящие ребёнка в условия морального выбора, проблемные ситуации);
игру (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, театрализованные, дидактические игры, развивающие, интеллектуальные, игры-экспериментирования, подвижные игры, игра с природными материалами, игры-драматизации, народные белорусские игры, сенсомоторные игры, игры-экспериментирования);
познавательную практическую деятельность (наблюдения, обследование, действия с измерительным оборудованием, проблемные ситуации, экспериментирование, опыты, целевые прогулки, экскурсии, моделирование, исследование свойств, просмотр диафильмов, видеофильмов познавательного характера);
художественную деятельность:
художественно - речевая: чтение рассказов, стихов, сказок и др. произведений; драматизации, фантазирование на тему…; творческое рассказывание; рассматривание иллюстраций, картин, художественных фотографий; придумывание рассказов, сказок, загадок; викторины; поэтические развлечения и т.д.;
театральная: игры-драматизации, спектакли, инсценирование и т.д.;
изобразительная: восприятие произведений изобразительного ис-кусства, рисование, лепка, аппликация, детский дизайн, рассматривание скульптур, архитектуры, изготовление коллажей, декораций к костюмам, рисунки-фантазии и т.д.;
музыкальная деятельность: прослушивание музыкальных произведений, игры на музыкальных инструментах, развлечения и т.д.;
элементарную трудовую деятельность (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, коллективный труд, ручной труд);
В учреждениях дошкольного образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (годовые задачи учреждения дошкольного образования; научно¬ – методическое обеспечение; список воспитанников по подгруппам; циклограмма совместной деятельности педагогического работника с воспитанниками в течение дня; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) разрабатывать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) - на каждый день недели месяца.
При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.
Изменение занятий может заключаться в постепенном преподнесении новой информации, смене дидактического материала, использовании новых методических приемов и др.
Основная документация педагогических работников
учреждений дошкольного образования
Воспитатель дошкольного образования
1. План образовательного процесса с воспитанниками.
2. Протоколы родительских собраний.
3. Табель учета ежедневной посещаемости воспитанниками учреждения дошкольного образования.
4. Сведения о родителях и воспитанниках.
5. Схема рассадки воспитанников группы во время организации режимных моментов и образовательного процесса
Музыкальный руководитель
1. План образовательного процесса с воспитанниками.
2. План проведения музыкальных развлечений.
Руководитель физического воспитания
1. План образовательного процесса с воспитанниками.
2. План проведения физкультурных досугов (праздников, Дней здоровья).