Малыши идут в детский сад!!!
ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕБЕНКУ, НАЧАВШЕМУ ВПЕРВЫЕ ПОСЕЩАТЬ ДЕТСКИЙ САД
НАДО
- Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
- Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
- Создать для него в семье спокойный, бесконфликтный климат.
- Щадить его ослабленную нервную систему
- Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему
- На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач
- Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
- Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
- Создать для него в воскресные дни дома режим такой же, как в детском саду.
- Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
- При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.
- При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания врача.
Об адаптации детей к условиям детского сада
Создание на базе дошкольного учреждения адаптационных групп позволяет подготовить детей и их родителей к поступлению ребенка в детский сад. Большое значение в подготовке родителей к этому событию имеет их психолого-педагогическое просвещение по вопросам адаптации.
Что нужно знать об особенностях адаптации ребенка к детскому саду
Как известно, адаптация — это приспособление человека к новой обстановке. Для каждого ребенка поступление в детский сад сопряжено с многочисленными изменениями: строгий режим дня; отсутствие близких людей, которые до этого были всегда рядом; новые требования к поведению; расширение круга общения; новые помещения; непривычный стиль общения.
У каждого ребенка адаптация идет по своему индивидуальному сценарию. Это зависит от многих моментов, и прежде всего от индивидуальных особенностей малыша. Но нам важно помнить, что многие изменения, которые происходят у ребенка, связаны с тем, что он оказался в непривычной среде.
Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:
- легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя и коллективе, болеет не чаще обычного;
- адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может насту
пить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса; - тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Условно можно выделить два варианта протекания адаптации: позитивный и негативный. При позитивном сценарии организм и психика ребенка успешно приспосабливаются к новым условиям. Выделяются два основных критерия успешной адаптации, внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). При негативном сценарии ребенок может находиться в состоянии стресса, что может отразиться на уровне его двигательной активности, аппетите, сне и поведении.
Родителям и педагогам нужно обращать внимание на все изменения, которые наблюдаются в поведении, эмоциях, отношениях ребенка. Следует учитывать и тот факт, что для многих детей период адаптации к детскому саду может совпасть с так называемым кризисом трех лет.
Кризис трех лет знаменует собой окончание периода раннего детства. В это время может наблюдаться обострение отношений ребенка со взрослыми, которое и является основным показателем кризиса трех лет. Его появление связано, с одной стороны, с усилением у малыша желания быть самостоятельным, а с другой — с неготовностью взрослых «перестроить» отношения. В результате у ребенка могут наблюдаться бурные эмоциональные реакции. Он может стать неуправляемым, упрямым, быть очень эмоциональным, проявлять стремление «делать назло».
При всей сложности протекания кризиса, родители должны помнить главное: кризис трех лет свидетельствует о том, что ребенок перешел на следующую ступеньку в споем развитии. Эта ступенька достаточно сложна, поэтому нужно проявить максимум терпения и мудрости, чтобы ему помочь. Важнейшая задача, которую ребенок решает в это время, развитие своей самостоятельности, для чего он должен научиться соотносить свое «хочу» с «должен» и «нельзя» и «а этой основе определить свое «могу». Следует предоставить ребенку сферы деятельности, где бы он мог проявлять и развивать свою самостоятельность, Благодаря этому мы способствуем формированию умения и стремления приспосабливаться к жизни, проявлять активность, что является важным для решения задачи адаптации к детскому саду.
Как помочь детям лучше адаптироваться
Как мы можем помочь малышу успешно справиться с адаптацией к детскому саду? Вряд ли можно говорить о каких-то универсальных советах по наиболее успешной адаптации конкретного ребенка. Думаем, что в основе помощи должны лежать наша любовь к ребенку, глубинное понимание и чувствование того, что он переживает и чем живет. Но кроме этого, можно учитывать положительный опыт многих людей, который мы отразили в следующих рекомендациях.
«Вхождение» в детский сад начинается с гибкого графика приема детей. Это значит, что дети начинают посещать сад постепенно, по несколько человек, на несколько часов, затем до обеда. И если все будет проходить спокойно, только тогда ребенка можно оставить на целый день.
Если ребенок заболевает, то нужно вернуться к предыдущим этапам: снова на неполный день. И так до тех пор, пока ребенок не привыкнет к саду настолько, что его можно будет оставить спокойно на целый день.Такое «вхождение» в детский сад дает положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют, возникает педаго-гический контакт родителей с воспитателями.Наиболее благополучно проходит период адаптации у тех детей, чьи отношения с мамами отличаются спокойным, эмоционально уравнове-шенным характером. Такие мамы часто разговаривают с детьми, много им рассказывают; чувствуя страх и неуверенность ребенка, стараются рассеять их объяснениями. Для них характерен спокойный тон, ребенка они видят и слышат. Дети таких родителей самостоятельны и адаптируются легко, мало болеют.
Как быстрей привыкнуть к детскому саду?
• Если Вы решили отдать малыша в детский сад, представьте, как изменится жизнь и для Вас, и для Вашего ребенка. Не стоит планировать, что вы сразу сможете работать в полную силу по плотному графику.
• Предупредите воспитателя о том, что любит ваш ребенок, его индивидуальные особенности.
• Рассказывайте ребенку про детский сад, что он будет там делать, говорите о детях, называйте их по именам, хвалите ребен-ка.
• Оставляя ребенка до вечера, помните, что в эти дни он очень устает, отнеситесь с пониманием к его капризам, пойдите ему навстречу, не сердитесь, ребенку нужна ваша помощь.Помните, разговоры о детском саде должны быть эмоционально окрашены положительными эмоциями.
Рекомендации по содействию адаптации.
(в период до поступления в детский сад).
1. Заранее формируйте у ребенка положительное отношение к детскому саду и представления о том, чем там дети занимаются, используя игры и сказки.
Дети-дошкольники проявляют особый интерес к играм, сказкам, увлекательным занятиям. Поэтому можно, например, сочинить для своего малыша сказочную историю, в которой в увлекательной форме можно было бы представить самую разнообразную информацию. Представим один из вариантов решения этой задачи (приводится по: http://www.deti.onego.ru/DS/DS_light.html/).
Сочините для своего малыша историю о тон, как малыш пошел в садик, и сыграйте в эту историю. Маленькие дети больше откликаются на персонажей зверей и легче себя с ними идентифицируют.
Пусть малыш сам подскажет вам персонажа или используйте то животное, которым вы ласково называете своего кроху (зайчонок, котенок, мышонок). А сюжет может быть приблизительно таким. Жил-был маленький котенок. Он был очень пушистый и ласковый (укажите качества, близкие вашему ребенку), и мама его очень любила. Днем она водила его гулять, где он встречался со своими друзьями (опишите привычную ситуацию во время прогулки).
Однажды они проходили мимо детского сада, где веселились дети. Мама увидела его любопытство и сказала: «Здесь детишки целый день играют вместе». Котенок вспомнил о своих друзьях и подумал, как было бы здорово играть с ними целый день, а потом вместе пойти обедать.(Опишите любимую игру ребенка, в которую могли бы играть все в детском саду.)
Котенок частенько вспоминал про детский сад, он спрашивал, что еще делают в саду. А мама рассказывала, что детишки там кушают вместе, ходят на занятия, на которых рисуют, танцуют, занимаются физкультурой в спортивном зале, бегают наперегонки, играют в мяч, лазают по лесенке. А потом приходит мама и забирает домой своего малыша. Котенку очень захотелось туда пойти. Он стал просить маму отвести его в детский сад. Когда малыш пришел туда, то немного растерялся. Мама стояла рядом, в группе было много детей, они весело бегали и играл и в какую-то игру, а на полках стояло множество игрушек, как в магазине, и любую можно было взять поиграть. Осмотревшись, котенок помахал маме лапкой и вошел в группу, а добрая воспитательница, которую он не раз видел на улице, познакомила его с детьми и помогла освоиться. День в саду прошел интересно. Он познакомился с таким же котенком, как и он, и они весело играли в разные игры. Но вот пришла мама, она все это время готовила вкусный пирог и думала о своем любимом малыше. По дороге домой он рассказал ей о новом друге, воспитательнице и еще о многом интересном. С тех пор он стал ходить в сад каждый день.
Сочиняя и рассказывая подобные истории во время прогулок или перед сном, мы готовим психику ребенка к вхождению в новый, пока еще непривычный мир.
Некоторые родители, вместо позитивного отношения, неосознанно формируют негативные установки. Это происходит, например, когда родители при плохом поведении и непослушании ребенка, бросают фразу: «Вот будешь себя плохо вести, отдам в детский сад к злой тете!». Понятно, что в этом случае ребенок вряд ли когда-либо захочет пойти в детский сад.
- Расширяйте круг общения своего ребенка, создавайте условия для развития его навыков общения.
Адаптация часто затруднена у тех детей, которые до поступления в дошкольное учреждение общаются с незначительным и постоянным кругом общения. И это понятно, ибо, когда ре15енок привык видеть и общаться с одними и теми же людьми, новые контакты могут порождать у него тревогу, беспокойство, неуверенность.
3. Постарайтесь не отдавать ребенка в то время, когда он в силу тех или иных причин эмоционально уязвлен.
У любого человека бывают периоды, когда может быть ослаблен организм или уязвима психика. У малыша это может быть связало с переживанием кризиса трех лет либо с ослаблением организма после болезни. В любом случае нужно быть внимательным к психоэмоциональному состоянию своего ребенка.
- Развивайте у ребенка самостоятельность и уверенность в себе.
Позволяйте ребенку формировать опыт достижений, ощущения «Я это могу сам!». То, что взрослому может показаться пустяком и отвлечением, для малыша является очень важным. Он не просто что-то делает, а убеждается в том, что многое может делать сам. А это, в свою очередь, формирует у него позицию: «Я справлюсь, я смогу!». Если этого нет, ребенку будет сложно справляться с новой ситуацией, потому что его приучили быть пассивным и сомневающимся. - Формируйте у ребенка чувство доверия к жизни на основе безусловной любви.
Каждому человеку, чтобы чувствовать себя самодостаточно, спокойно, миролюбиво, нужно ощущение, что нас любят просто так, нас принимают такими, какие мы есть. И если это есть, то формируется доверие к другим людям и жизни в целом, наблюдается меньше тревог и опасений. А если ребенок постоянно находится под гнетом критики, обвинений, непринятия, то он воспринимает мир враждебно и любая новая среда будет вызывать в нем настороженность и тревожность.
Для формирования чувства доверия, как можно чаще выражайте свою любовь к ребенку через прикосновения, улыбку, игру, что позволит ему ощущать себя в эмоциональной безопасности.
- Приучайте ребенка к временной разлуке.
Одним из самых травмирующих моментов для некоторых детей при поступлении в детский сад является необходимость расставаться с мамой или другим близким человеком. Поэтому важно, чтобы у ребенка к моменту поступления в детский сад был опыт временной разлуки. Если есть возможность, иногда оставляйте ребенка с родственниками или другими близкими людьми.
7. Постарайтесь приблизить домашний режим дня ребенка к режиму дня детского сада.
Дома, как правило, режим у ребенка формируется сам. И часто это хорошо, потому как у каждого свои ритмы, особенности и потребности. Но ввиду того, что в дошкольном учреждении нужно организовать совместную жизнедеятельность всех детей, каждый ребенок должен адаптироваться к некоторым общим моментам. Поэтому по возможности нужно пробовать приблизить «домашний» режим дня к будущему режиму дошкольного учреждения. Особенно это касается времени сна и питания.
Пробуя решать эту задачу, следует помнить: возможные затруднения в режиме чаще всего связаны с индивидуальными особенностями ребенка, поэтому ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, а быть максимально внимательным и терпеливым. Любой здравомыслящий родитель понимает, что режим существует для ребенка, а не ребенок — для режима.
- Укрепляйте физическое здоровье малыша.
Укрепление физического здоровья ребенка важно само по себе. Но мы считаем нужным еще раз указать на этот аспект. Чем сильнее и выносливее организм ребенка, тем легче ему будет справляться с новыми условиями жизни. Поэтому пусть как можно больше ваш малыш двигается, дышит свежим воздухом, испытывает положительные эмоции, закаливается.
Рекомендации по содействию адаптации ребенка
(в начальный период посещения детского сада).
- Проявляйте искренний интерес к первым шагам малыша в детском саду.
Поступление в детский сад — значимое событие и для вашего ребенка, и .зля вас. В любой жизненной ситуации первые шаги очень важны. Поэтому будьте исследователем, собеседником, другом в одном лице для своего ребенка. Искренне интересуйтесь, что запомнилось ребенку, с кем он общался, чем занимался. Пообщайтесь с воспитателями и педагогами, узнав их мнение, как привыкает ваш малыш.
2. Выражайте позитивное отношение и оптимизм по поводу поступления ребенка в детский сад.
Выражайте и делитесь своим ощущением радости с ребенком, что он вырос, и уже ходит в детский сад. Учитесь семи и учите ребенка обращать внимание на все хорошее, происходящее в детском саду, и «пропускайте» негатив. Если нужно предпринять какие-то действия — предпримите. Но «не раздувайте» негативную информацию, «не впускайте» ее в себя, потому что она будет «впитана» и вашим малышом. А вследствие этого могут возникнуть новые проблемы.
- Старайтесь постепенно «вводить» ребенка в новую жизненную ситуацию.
Если у вас есть возможность, оставайтесь на некоторое время в группе вместе с малышом. Также по возможности первое время забирайте ребенка домой пораньше.
- Будьте внимательным к эмоциям своего ребенка.
Если видите, что адаптация занимает у ребенка много энергии, может быть, есть смысл дома ограничить ребенка как от негативных, так и от сильных приятных переживаний (праздники; цирк; шумные места).
- Будьте терпеливы.
Терпение — важнейшее качество для тех, кто, так или иначе, связан с воспитанием детей. В сложных ситуациях оно особенно важно. При этом не надо путать терпение и безразличие. Терпение предполагает понимание того, что происходит с ребенком, и в случае необходимости, проявление сдержанности и спокойствия. Если же родители не сдерживаются, то тем самым они создают дополнительную нагрузку своему ребенку. Быть терпеливым может помочь осознание того, что в это время психика и организм вашего ребенка решают важную задачу.
Будьте мудрыми!