Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ ВСЕМ

Дата: 31 мая 2019 в 15:42
Автор: Бортик Н. Л.

Предотвращение и разрешение

семейных конфликтов

   Разногласия в любой семье, какой бы дружной она ни была , неизбежны. Поэтому надо научиться находить оптимальные варианты разрешения семейных трудностей, не ущемляя достоинства друг друга. Психологами выделяется несколько типичных вариантов завершения конфликтов.

    Принуждение (наиболее распространенный) – волевое навязывание своего решения, которое устраивает лишь инициатора конфликта. Такой авторитарный прием имеет самые неблагоприятные последствия: ущемляются права членов семьи, унижается их достоинство, достигается внешнее благополучие, а на самом деле в любой момент может наступить кризис.

   Конфронтация. Никто из участников конфликта не принимает во внимание позицию другого, накапливается негативизм отношений, дело доходит до личных оскорблений, общие интересы семьи отодвигаются на второй план, а у ее членов нарастают стрессовые состояния.

   Уход от разрешения возникшего противоречия. в целом такой прием нельзя назвать правильным: конфликт остается, а развязка лишь оттягивается. Однако положительно здесь то, что появляется время для обдумывания претензии, для принятия решения.

   Сглаживание конфликта. Это позволяет снять напряженность, добиться нормальных отношений , но не всегда.

   Компромисс – открытый поиск наиболее удобного и справедливого решения для обеих сторон. Здесь обязательны равенство прав и обязанностей, откровенность требований, взаимные уступки. Снять напряженность и найти оптимальное решение помогает соблюдение следующих условий разрешения конфликта: сужение «площадки» спора до минимума, управление отрицательными эмоциями, стремление и умение понять позицию друг друга, осознание того, что в ссоре почти всегда нет правых; умение и стремление супругов решать конфликт с позиции доброты, недопустимость приклеивания ярлыков друг другу. Традиционный вопрос «кто виноват?» стоит заменить другим:  «как нам быть?», следует почаще использовать юмор и всегда помнить, что спор должен вестись во имя единения.

   Известный чешский психотерапевт С. Кратохвил советует ориентироваться на следующие приемы супружеской тактики:

   *Интересоваться партнером

   Для того чтобы иметь хорошие отношения с брачным партнером, необходимо интересоваться его мнением, его увлечениями, познать не только его положительные качества, но и попытаться понять его слабые стороны – словом, узнать и понять его. Тому, кто интересуется лишь собственными проблемами, трудно контактировать с людьми и, естественно, со своим спутником жизни.

   *Слушать партнера

  Умение внимательно слушать обеспечивает хороший контакт с людьми и часто  бывает более ценным, чем умение говорить.

   *Говорить о том, что интересует партнера

   Говорящий должен чувствовать, что собеседник не только слушает, но и следит за ходом его мысли, понимает его . Поэтому необходимо заботиться о том, чтобы супруга( у) интересовало содержание беседы.

   *Не злоупотреблять критикой

   Часто критика бумерангом возвращается туда, откуда она вышла. Если мы начинаем критиковать, можно не сомневаться: нам отплатят тем же.

   *Быть осторожней с приказами

   Чтобы избежать сопротивления приказам, лучше облечь их в форму вопроса или просьбы о помощи.

   *Понимать свои ошибки

   Когда мы добровольно признаем свои ошибки, мы можем овладеть конфликтной ситуацией.

   *Помнить, что стоит за похвалой

   Обычно мы ругаем то, что нам не нравиться. Когда же нам что-то нравиться, мы чаще всего молчим. Если мужу по вкусу блюдо, приготовленное женой, он ест его молча, а когда еда ему не нравиться, он начинает высказывать претензии. в супружеской тактике должно быть наоборот.

   *Войти в положение другого

   Если человек попытается поставить себя на место другого, постарается понять ситуацию и переживпния партнера, он будет терпимее к нему и найдет правильный выход, что позволит избежать конфликтов.

   *Не ссориться

   Деструктивная ссора не решает возникшей проблемы, а лишь усиливает напряженность и чувство несправедливости. Этот принцип означает «быть выше ссоры», участвовать в разговоре, но при этом не противоречить тому, что говорит партнер.

   *Улыбаться

   Приветливая улыбка диаметрально противоположна конфликту. В присутствии добродушно улыбающегося человека у других пропадает желание ругаться и ссориться. Настроение легко передается.

   Родители должны уметь вовремя сдержать себя. От супружеских конфликтов чаще всего и больше всего страдают дети.

Последствия

семейных конфликтов для детей

         Нити семейных конфликтов тянутся очень далеко. Их последствия отражаются не только на состоянии детской души, но и на всей их дальнейшей жизни, т.к. дети из конфликтных семей выходят в мир с глубокими внутриличностными конфликтами. Эмоциональная нестабильность семейных, супружеских и родительских отношений, отсутствие единства мнений и солидарности родителей в их педагогическом воздействии на ребенка – все это часто приводит к  формированию у ребенка чувства страха, неуверенности в себе, неверия в свои силы и способности, к замкнутости, уходу в себя. Это может сказаться в последствии и на их собственных семьях, и на их собственных детях, потому что семья, в которой вырос ребенок, дает образец той семьи, которую он создает, став взрослым. Ребенок впервые знакомится, усваивает роли отца и матери, мужа и жены в процессе ежедневных контактов, общения с родителями, близкими людьми. Закономерно, что молодые люди, перенявшие негативные черты поведения своих родителей, испытывают в жизни гораздо большие трудности, чем другие, - их семейная жизнь начинается с того, что им приходится сначала переучиваться, прежде чем начать учиться искусству жить в семье.

         Дети, пережившие ссоры между родителями, получают негативный старт в жизни. Отрицательные воспоминания детства очень вредны, они обуславливают соответствующее мышление, чувства и поступки взрослого. Родители, не умеющие найти взаимопонимания друг с другом, должны понять, что даже при неудачном браке нельзя втягивать детей в семейные конфликты.  О проблемах ребенка нужно думать столько же, сколько о своих собственных.

Что такое психологическая жестокость (к детям)?

Язык у человека мал, а сколько жизней он сломал… (Омар Хаям). Мы зря думаем, что слова – это просто сотрясание воздуха -  словом можно обидеть, «ранить» и «убить», разрушить отношения навсегда…

С психологической точки зрения жестокое обращение с детьми – это эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей или опекунов, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или заменяющих их лиц. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, бытовым отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

От кого бы ни исходило психологически жестокое обращение с ребенком – от родителей, учителей, братьев, сестер или сверстников, - в нем всегда присутствует злоупотребление силой или властью над уязвимыми в этом отношении детьми. Согласно утверждениям специалистов, психологически жестокое обращение с ребенком принимает шесть основных форм:

1. Отвержение. Активное отвержение представляет собой отказ выполнять просьбы или удовлетворять потребности ребенка в форме, выражающей сильную неприязнь.

2. Отказ в эмоциональном отклике. Эта пассивная форма отказа ребенку в теплых чувствах, заключающаяся в излишней холодности, нежелании или неспособности ответить на предпринимаемые ребенком попытки общения.

3. Унижение. Публичное, в присутствии других людей, унижение ребенка или постоянное высмеивание его, употребление по отношению к нему обиходных прозвищ. Самооценка и самоуважение ребенка снижаются частыми нападками на его достоинство, знания или умственные способности.

4. Запугивание. Принуждение ребенка быть свидетелем надругательства над любимым человеком или угроза применить насилие к нему самому поселяют в душе ребенка глубокий страх. Ребенок, страдающий от постоянных побоев или все время слышащий угрозы типа: «Будешь плохо себя вести, голову оторву!», удерживается взрослыми в состоянии постоянного страха. Более хитрая форма запугивания проявляется тогда, когда родители оставляют расшалившегося ребенка на улице, где он оказывается незащищенным от опасности.

5. Изоляция. Запрещение ребенку играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях может быть формой психологического насилия. А некоторые формы изоляции, такие как запирание ребенка одного в помещении, из которого он не может выбраться без посторонней помощи, можно рассматривать и как запугивание.

6. Эксплуатация. Использование ненависти или слабости ребенка. наиболее очевидным примером эксплуатации является сексуальное насилие.

Психологическая жестокость является настолько распространенной, что можно с полной уверенность утверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы не испытать на себе – прямо или косвенно – какое - то из ее проявлений. Но в большинстве случаев проявление психологической жестокости бывает не настолько сильным или совершается не так часто, чтобы нанести непоправимый вред. 

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ,  

ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬСЯ    

         Маленького ребенка потерять легко, а найти трудно. Чаще всего, испугавшись, малыш не мо­жет назвать даже своего имени. Остается только ждать, когда его начнут разыскивать родители. Дети теряются в основном на вокзалах, рынках, в больших магазинах и других людных местах. Стоит несмышленышу лишь на минуту отпустить руку взрослого, как он может оказаться один в толпе.

        Сложно бывает с детьми, у которых характер путешественника. Такие дети могут уйти со двора, увидев котенка, щенка и т. д. Они даже не за­думываются о том, что могут не найти дороги обратно.

        Зачастую дети, проживающие в сельской мес­тности, без сопровождения взрослых ходят в лес за ягодами и грибами. В их компании бывают и городские ребятишки, приехавшие на лето к родственникам. В незнакомой местности они мо­гут легко заблудиться. Если, заблудившись в лесу, ребенок точно знает, что шел только по одной имеющейся тропинке, надо повернуть назад и возвращаться по ней же. При этом необходимо вспоминать знакомые ориентиры. Если тропинка вывела к незнакомой деревне, то лучше идти туда, к людям, которые всегда окажут помощь. Выйти к людям помогает работающий трактор, лай собак, проезжая дорога.

         В метель найти детям дорогу домой очень слож­но. Потерявшись в лесу, они могут замерзнуть или погибнуть от голода. Поэтому в метелицу выходить детям из дома без взрослых не стоит, даже если они хорошо знают местность.

         Во всех случаях опасность потеряться значи­тельно уменьшается, если дети привыкли дер­жаться рядом со взрослыми, имеют навыки ори­ентировки на местности, могут сообщить что-то о себе.

Средняя группа.

Для того чтобы не по­теряться, дети должны знать правила поведения.

Прежде всего, ребенок должен знать, что если ему разрешили играть во дворе, он не должен никуда оттуда уходить, даже если ему кажется, что обратную дорогу он хорошо знает. Нельзя также уходить с детьми, которые зовут куда-то и обещают скоро вернуться на это же место.

Ребенку следует рассказать, где чаще всего теряются дети и по какой причине. К кому он может обратиться за помощью, если потеряет­ся. Важно, чтобы ребенок знал свой домашний адрес.

Старшая группа. Дети шестого-седьмого годов жизни имеют относительно большую сво­боду действий, что представляет для них и боль­шую опасность. Поэтому очень важно, чтобы дети научились запоминать ориентиры: магазин, яркая реклама, детская площадка, большое дерево и т, д. Научить детей этого возраста обращать вни­мание на различные ориентиры и запоминать их можно с помощью игр. Практическую пользу в концентрировании внимания и тренировке памя­ти окажут такие игры, как «Мой дом», «Радио», «Кто пропал, что пропало?»

К  окончанию дошкольного учреждения дети знают:

1.  Свое имя и фамилию, домашний адрес.

2. Номер и  адрес дошкольного учреждения которое посещают.

3.  Как нужно вести себя, чтобы не потерять

4.  К кому можно обращаться за помощью, ее потерялся.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.